Влияние на Типпета Джеймса Джойса

Однако значительно сильнее ощутимо воздействие на Типпета другого крупнейшего ирландского художника (ведь Шоу также был ирландцем) — Джеймса Джойса.

Джойса называют родоначальником того вида современного романа, который, наряду с романами Марселя Пруста, основан на «потоке сознания». Влияние Джойса на художественное творчество Запада значительно. В разные годы его в сильной мере испытали столь далекие художники, как Олдос Хаксли и Грэм Грин, Шон О'Кейси и Дилан Томас, Уильям Фолкнер и Скотт Фитцджеральд, Эрнест Хемингуэй и Томас Вулф, Джон Апдайк и Сэмюэл Беккет. Примечателен взаимный интерес, который испытывали друг к другу Джойс и Сергей Эйзенштейн — последний предполагал экранизовать «Улисса».

Множество нитей связывает Типпета с Джойсом. И прежде всего, отношение к Времени. Время для них не является объективной категорией (в этом есть традиция, идущая от Анри Бергсона): в одном дне сконцентрированы годы, тысячелетия. Как в «Улиссе» (аналитический разбор его сделал, кстати, сам Юнг), действие опер Типпета происходит в течение одного абсолютно рядового дня, представленного в своей будничности и одновременно фееричности. Обыденная ситуация у Типпета, как у Джойса, — должна стать основой духовного прозрения. И роль духовного прозрения чрезвычайно велика. Джойс, например, использует теологическое понятие «епифания» («богоявление») для фиксации момента «духовного прозрения человека, наивысшего напряжения его душевных сил, позволяющих проникнуть в сущность явления, понять смысл происходящего». Не сродни ли этому появления Дженифер и Марка в обличье греческих и индийских богов? Подобно персонажам Джойса, герои Типпета (в «Свадьбе в Иванов день» и в «Knot Garden»)—люди из мелкобуржуазной среды, за обыденной жизнью и обыденным сознанием которых скрываются другие, глубинные пласты. И у Джойса и у Типпета в мире современности царит разобщенность. Лабиринт жизненных ситуаций — реальных и одновременно абсурдных — не дает возможности людям понять друг друга, проявить свои лучшие стремления. Это обстоятельство обуславливает статичность внутреннего мира героев, что свойственно и героям Джойса. Статичность — не просто состояние, а категория, которая дает возможность постигнуть трагические эмоции и нравственную красоту. Поэтому примечательно, что в двух из четырех опер Типпета фактически нет действенной драматургии, внешне активной фабулы. Есть характеристика персонажей, углубленная многослойной мифологической символикой, гамма их состояний, превращения. Тем самым произведение в целом, несмотря на интенсивную внутреннюю жизнь, связанную с переменами или превращениями героев, статично.

Одной из главных тем Типпета является «взаимонепонимание близких людей». Дженифер и Марк, Tea и Фабер, Tea и Дениз, Дав и Мэл — все они, как и другие типпетовские персонажи, несут в себе мысль о пресловутой «некоммуникабельности», и этим музыкальный театр Типпета близок английской драме 50-х гг. в пьесах так называемых «рассерженных», а затем и в пьесах английского «театра абсурда».