Уильям Уолтон

Уильям Уолтон (1902—1983), награжденный многими почетными званиями и титулованный рыцарством в 1951 г., наряду с Бриттеном и Типпетом является гордостью музыкальной культуры страны в XX в. На протяжении 6 десятилетий зрелого творчества Уолтон снискал славу за пределами Англии, его музыка упрочила позиции современной английской композиторской школы.

Произведения Уолтона появились одновременно на английской и зарубежной музыкальной арене. Он впервые привлек к себе внимание в 1923 г., когда на Международном фестивале в Зальцбурге был исполнен его Первый струнный квартет. Однако подлинную известность принесло ему следующее сочинение — «Фасад» на стихотворения Эдит Ситуэл, премьера которого состоялась в Лондоне в том же 1923 г.

Сын учителя пения, Уильям Уолтон с 5 лет пел в церковном хоре. С церковной школой связаны его первые музыкальные впечатления и самостоятельные опыты, здесь он получил первые профессиональные навыки, отсюда вынес и сохранил на всю дальнейшую творческую жизнь ощущение возможностей голоса, понимание природы хорового многоголосного пения, приобрел способность естественно мыслить в категориях хорового и вокального письма, что характерно для представителя английской музыкальной традиции. Шестнадцати лет он был уже бакалавром музыки, и в Оксфорде, где жил и учился, пользовался консультациями и поддержкой Хью Аллена, вскоре принявшего пост директора Королевского колледжа музыки. Аллен был опытным педагогом и интересной личностью, его диапазон «простирался от Шютца до Холста». В отличие от большинства своих старших соотечественников, Уолтон не поехал учиться в Германию и, не в пример некоторым младшим соотечественникам, не отправился в Париж; не стал он и учеником Чарлза Станфорда, так как все тогда учились у Станфорда, что, по его мнению, с неизбежностью проявлялось в музыке начинающих композиторов. Таким образом, музыкальное образование, полученное Уолтоном, специфично: оно может быть охарактеризовано и как самостоятельное, и как узкоремесленное. Он не стремился к общению с выдающимися творческими индивидуальностями, опасаясь, возможно, их подавляющего воздействия.

Раскрыть самобытные черты дарования молодого композитора суждено было семье Ситуэлов, с которой он знакомится в начале 20-х гг.

Поэтесса Эдит Ситуэл (1887—1964) и два ее брата — прозаики и поэты Осберт (1892—1969) и Сачэверел (р. 1897) — принадлежали к художественной элите. В течение 5 лет (1916—1921) они выпускали поэтическую антологию под названием «Колеса», в которой осуществляли свои поэтические эксперименты, дерзали и восставали против традиционализма официальной поэзии своего времени. Ситуэлы (все трое) были талантливыми литераторами, однако Эдит Ситуэл уже тогда выделялась среди них и впоследствии стала одним из крупнейших английских поэтов. По всей вероятности, именно из-за Ситуэлов Уолтон переезжает из Оксфорда в Лондон, путешествует с ними по Италии. Их совместная работа «Фасад» — произведение для чтеца и 7 инструменталистов, названное «развлечением», — прозвучало тогда вызывающе оригинально.

Первоначальный творческий импульс, по предложению Константа Лэмберта, исходил от «Лунного Пьеро» Шёнберга — неслучайно произведение после переработок состоит из 7 групп по 3 пьесы (трижды семь стихотворений А. Жиро у Шёнберга) и, по первоначальному проекту, должно было называться, как и «Лунный Пьеро», мелодрамой.

Ему и посвящен «Фасад» (первые 11 тактов № 14 «Four in the morning» написаны К. Лэмбертом).

Однако результат оказался ближе другим явлениям современной европейской музыки. Несомненно стилистическое и духовное родство «Фасада» с хрестоматийными образцами воинствующего антиромантизма композиторов - авангардистов конца 10-х — начала 20-х гг.: с «Историей солдата» Стравинского и многочисленными отражениями, которые породило это сочинение, с преломлениями джаза и пародированием современных бытовых жанров у многих европейских композиторов, участников «группы Шести», с инструментальными произведениями Хиндемита начала 20-х гг., которые воспринимались как оскорбление общественному вкусу на фестивалях в Донауэшингене, с музыкой Вайля. Столь же очевидна близость «Фасада» остроумию, парадоксам Бернарда Шоу, под обаянием критического скептицизма которого находилась тогда художественная интеллигенция Англии, и особенно молодежь. Также уместно вспомнить, что время создания «Фасада» совпадает с кратким и ярким периодом, когда англоязычная поэзия, нуждавшаяся в обновлении и «духа» и «материи», решительно вступила на путь эксперимента (Т. С. Элиот, У. X. Оден и другие). В экспериментальном духе выдержаны и поэтические опыты Эдит Ситуэл (об этом свидетельствовала сама поэтесса). Это — «абстрактные поэмы», построенные на свободных ассоциациях, ассонансах, где «звук создает настроение», и хотя в Лондоне «Фасад» шокировал публику, тем не менее этот момент — момент, когда выступил Уолтон, в истории английской музыки можно считать благоприятным, ибо новое музыкальное возрождение страны находилось на крутом подъеме, оно насчитывало более 6 десятилетий, а собственно композиторское возрождение — более 40 лет.

Ныне «Фасад» существует в трех версиях: в первоначальной, где чтец декламирует поэмы под аккомпанемент камерного ансамбля, как две оркестровые сюиты и как два варианта балета; а также многочисленные редакции — для фортепиано, для фортепианного дуэта, для гармоники и оркестра, для камерного оркестрового состава и духового оркестра.

Состав ансамбля: флейта (флейта-пикколо), кларнет (бас-кларнет), труба, альтовый саксофон, виолончель (1 или 2 исполнителя) и ударные.

Первый был сделан для постановки Гюнтера Хесса (Giinter Hess) в Германии в 1929 г., второй — наиболее популярный — был поставлен в Лондоне в 1931 г. с хореографией Фредерика Аштона (Frederick Ashton).