«Фархад и Ширин»

В послевоенные годы Глиэром написана была также музыка к пьесе Самеда Вургуна «Фархад и Ширин», поставленной в студии имени К. С. Станиславского.

И нужно сказать, что эта превосходная музыка весьма способствовала созданию на сцене выразительных образов героев, пришедших из средневековья благодаря бессмертной поэме («Хосров и Ширин») великого Низами, под впечатлением творчества которого Вургун создал свою пьесу.

Сочинены были еще песня для голоса с фортепиано с многозначительным названием «Стоит Москва» и «Песнь труду» для голоса и хора в сопровождении фортепиано. Ксения Александровна Эрдели получила «Экспромт» для арфы.

Итак, трудные военные и послевоенные годы принесли много новых произведений Глиэра. Идейно - образное богатство этих произведений, разнообразие жанров, — все это свидетельствует о том подъеме, который характеризует деятельность мастеров культуры нашей страны, стремившихся своим творчеством участвовать во всенародной борьбе с врагом, в создании новых художественных ценностей, призванных воплощать высокие идеи гуманизма, противостоящие темным человеконенавистническим силам фашизма. Глиэр весь талант, опыт и мастерство отдавал выполнению патриотического долга, каким он считал свой творческий труд.

А затем все внимание композитор сосредоточил на создании балета «Медный всадник», в котором также воплощены глубоко патриотические образы.