Социально-гражданственный смысл работ Типпета

Социально-гражданственный смысл присущ всем текстовым работам Типпета. Но социальное у него нередко выступает лишь как фактор, предопределяющий психологию и поведение человека, как регулятор отношений и позиций внутри разнородной группы людей.

В таких случаях социальное выступает не как среда, не как всеобъясняющий фон, а обнаруживает себя в глубинах психики человека, ближе по истолкованию к фрейдизму. Не в столкновениях с жизненными противоречиями, не в момент кризиса социальной истории, не в критической ситуации обнаруживают они свою волю, характер, свой нравственный потенциал, а в несложившихся отношениях друг с другом, в узком и душном микромире людей, столь же одиноких и столь же запутавшихся в сложностях и противоречиях собственного «я». Это — Типпет опер «Свадьба в Иванов день» и «Knot Garden».

Но есть и другой Типпет — автор оратории «Дитя нашего времени» и оперы «Царь Приам», произведений, в которых сущность личности обнаруживает себя в критические моменты истории. И сколь бы обобщенным ни было содержание этих сочинений, сколь абстрактно ни толковались бы в них гуманистические проблемы, пафос протеста против насилия и зла выражен в них с предельной ясностью. Для понимания специфичности творчества Типпета необходимо указать на глубокое противоречие между социальной проблематикой, которую он — непосредственно или более опосредствованно — затрагивает, и фрейдистским толкованием сущности человеческой личности, побудительных сил во взаимоотношениях людей.

И в целом социальная позиция композитора также противоречива. Ему присуще юнговское понимание роли художника как «общественного сновидца», «видящего сны за всех»: «сны не успокоительные, не компенсирующие, а всегда так или иначе предостерегающие». Такова функция пророчицы Созострис в «Свадьбе в Иванов день», психоаналитика Мангуса в «Knot Garden», Олдермена в «Царе Приаме» — их устами к людям обращается сам композитор.

Художник с острым чутьем к социальным противоречиям и социальным переменам и, особо, к положению художника в современном обществе, Типпет даже свои антивоенные произведения подает в духе абстрактно понимаемого гуманизма, нередко как психологические драмы личности и общества. В таком контексте антифашистская оратория «Дитя нашего времени» и антивоенная опера «Царь Приам», антирасистская симфония (Третья) выступают вместе с теми названными выше сочинениями, задача которых раскрыть обреченность современного человека на непонимание, на одиночество.

Катастрофичностью бытия проникнуты умонастроения и конфликты произведений Типпета. За личными, даже, можно сказать, интимными судьбами его героев слышится пульс времени, «трагический пульс эпохи, потрясенной двумя мировыми войнами». И вместе с тем в его искусстве есть критическое внимание к социальным процессам в современном буржуазном обществе (вновь вспомним Шоу!). Благодаря острой критичности и духу протеста искусство Типпета несет прогрессивную миссию.

В своих масштабных сочинениях Типпет обращается к человечеству с предостережением. В предостережении заключается пафос и смысл его духовного послания. И дабы содержание и суть послания были ясны всем и каждому, композитор обращается в симфонии к слову, в опере к мифу, в сценарном решении к мистерии или к брехтовским приемам.

Талантливый литератор, поэт и драматург, Типпет, прежде всего, музыкант. И хотя он признается, что для создания некоей творческой атмосферы он нуждается в литературе, философии, живописи, все же «только музыка может создать музыку», говорит он. Типпет — яркая и творчески многогранная личность: Типпет-поэт талантливей философичного литератора, Типпет-драматург ярче и оригинальней поэта, и над ними возвышается Типпет-музыкант. Эта иерархия в структуре незаурядного творческого дара Типпета отражается в разнонаправленности слоев одного и того же сочинения. Сказанное означает следующее: если интеллектуализм текста и драматургии типпетовских работ обращается к избранной, духовно подготовленной аудитории, то его музыка обращается; ко многим, она по существу значительно более доступна. Таков, на наш взгляд, феномен творчества одного из крупнейших композиторов современной Англии.