Немузыкальная жизнь Уолтона

Новое произведение Уолтон тщательнейшим образом обдумывает во всех деталях прежде, чем приступает к его написанию. И возвращается он к большинству из них, чтобы вновь отретушировать, заново отредактировать, несмотря на впечатление уверенного и отточенного мастерства, которое они внушают.

Над чем же работает композитор в «паузах»?

30-е и 40-е гг. принесли с собой два сочинения крупной формы — масштабную, четырехчастную Первую симфонию (1934), Скрипичный концерт. Список других сочинений достаточно разнообразен, но невелик. Каталог работ Уолтона, выпущенный к его 70-летию, свидетельствует: две сюиты из двух балетных партитур, из коих одна представляет собой аранжировку шести пьес И. С. Баха («Благоразумнее девы», 1940), другая — оригинальная («Поиск», 1943); оркестровая сюита «Музыка для детей», состоящая из 10 небольших пьес (1941); в том же ряду комическая увертюра «Скапино».

Новой и специфичной областью деятельности Уолтона стала работа в кинематографе. Сейчас его музыка к кинофильмам оценивается как плодотворный вклад в область национального кинематографа. В одном из трудов о музыке в кино Англии Уолтон представлен одним из немногих серьезных композиторов, кто — наряду с Воаном Уильямсом, Артуром Блиссом, Бенджамином Бриттеном — возвысил киномузыку до уровня подлинного художественного произведения. Уолтон прославился, прежде всего, музыкой к экранизациям трагедий Шекспира: «Генрих V» (1943), «Гамлет» (1947) , позднее «Ричард III» (1955), для постановки «Макбета» Джоном Гил гудом (1941) музыку также писал Уолтон.

В концертном обиходе звучат отдельные фрагменты (например, «Фанфара» из «Гамлета» или Прелюдия и фуга из кинофильма «Первый из немногих», 1942) или сюиты, как правило составленные из уолтоновской музыки выдающимся деятелем английского кино Мюиром Мэтисоном (им также создана симфоническая поэма «Гамлет и Офелия» на материале музыки Уолтона к кинофильму). В своей киномузыке, особенно шекспировской, Уолтон ориентируется на старинные жанры и формы, стилизует в духе старых мастеров. Например, музыка к «Ричарду III»: в пьесе для органа Уолтон использует каденционные формулы лютнистов, в Марше слышны отзвуки пьес «Книги Фитцуильяма» и так далее. Находит Уолтон оригинальные композиционные решения для отдельных номеров. Таков, например, Траурный марш из музыки к «Гамлету», который представляет собой небольшое 60-тактовое Adajgio lamentoso (без просветленного трио), или Элегия для струнных — пассакалья на смерть Фальстафа («Генрих V»).

К этой сфере — к театральной и киномузыке — прилегает ряд оркестровых миниатюр «на случай». Назову «Фанфару», написанную для 8 или 12 исполнителей на медных духовых инструментах для выхода королевы Англии; Коронационные марши («Корона империи» к коронации в Вестминстерском аббатстве Георга VI в 1937 г. и «Держава и скипетр» по случаю коронации в Вестминстере Елизаветы II в 1953 г.), Коронационный «Те Deum» (1953). Церемониальная музыка наложила свой властный отпечаток и на другие работы Уолтона — такие, как «Gloria» для солистов, хора и оркестра (1961) или «В честь лондонского Сити» для хора и оркестра (1936). В них господствует настроение радостное, бодрость духа, уверенная сила, свойственная музыке эдвардианской поры, ярчайшим и последовательным представителем которой был Эдвард Элгар.