Сочинения Уильямса

Среди сочинений 20-х гг. выделяются три инструментальных опуса, два из которых написаны под знаком одной и той же формообразующей идеи. Это — оркестровая Фугированная увертюра и Фугированный концерт в трех частях, созданный в манере камерных концертов XVIII в. с усилением роли контрапунктических приемов письма.

К двум названным произведениям приближается по стилю Двойной концерт для двух скрипок с оркестром (1929) в трех частях (Скерцо, Плач и Вариации на basso ostinato). В связи с этой группой сочинений Холста вспомним, что именно в 20-е гг. в музыкальном искусстве континентальной Европы получает распространение неоклассицизм. Это время наибольшего резонанса Октета Стравинского и «Камерной музыки» ор. 36 Хиндемита. В такой перспективе проясняются творческие поиски Холста, очевиднее образцы, на которые он ориентируется, отчетливее выявляется тенденция, с которой он как ищущий художник соприкасается.

В последнее творческое десятилетие были созданы два крупнейших произведения — Хоровая симфония и Хоровая фантазия. (Вторая хоровая симфония на стихи Джорджа Мередита, работа над которой длилась с 1926 г., осталась незавершенной.)

Пятичастная Хоровая симфония написана на стихи Джона Китса (1924) и композиционно близка «Морской симфонии» Воана Уильямса. Весь ее образный строй характерен для Холста: гимническая прелюдия «Призыв к Пану» (I часть), излюбленное им соединение песенного и танцевального начал в «Песни и Вакханалии», где сопрано поет песнь, а хор воплощает танцевальное начало с ритмическим остинато в нечетном размере 1/3 (II часть), медитативная III часть — «Ода к греческой урне», скерцо в народном духе (Fancy-Folly's Song) и финал («Spirit here that Reignest»).

Хоровая фантазия для сопрано соло, хора, органа, струнных, медных и ударных инструментов написана в 1930—1931 гг. к фестивалю Трех хоров в Глочестерском соборе. Текстом послужила «Ода музыке», написанная Р. Бриджем, одним из любимых поэтов Холста, в 1895 г. к празднованию 200-летия Пёрселла.

Обращу внимание на поиски разного в сходном и сходного в разном: хоровые симфония и фантазия, фугированные увертюра и концерт, три одноактные комические оперы в различных жанровых разновидностях. Таков присущий Холсту метод сочинения.

Историческая заслуга Холста заключается в том, что он отвергал влияние немецкой романтической традиции, властно воздействовавшей на композиторское мышление его предшественников и современников. Опорой ему служили народная песня, национальная музыкальная традиция и глубинный интерес к Востоку — то, что было свойственно, в тех или иных сочетаниях, многим европейским композиторам, представителям других национальных школ, решительно порвавшим с вагнеровским влиянием, и прежде всего — Равелю и Дебюсси. Однако здесь можно усмотреть аналогию лишь в тенденции, но не по существу, так как все три названных фактора — народная музыка, старая национальная традиция и выход за пределы европейской культуры — представлены у Холста, Дебюсси и Равеля в разных «дозах» и в различной степени взаимосоотнесенности.

Замечательный музыкант — композитор и исполнитель, дирижер и педагог, Холст был неразрывно связан с практической музыкальной жизнью, она составляла суть его повседневной творческой деятельности. Лишь однажды, по его словам, он жил «жизнью настоящего композитора», то есть только писал музыку. Это было в 1924 г., когда Холсту врачи предписали покой, и он жил в Тэкседе, работая над Хоровой симфонией. Все остальные годы, с 17 лет и до смерти, он одновременно с сочинением музыки был обременен множеством практических обязанностей: до 20-летнего возраста служил органистом и хормейстером в деревне Уик Риссингтон, а в соседней деревне дирижировал местным хоровым обществом — он дебютировал здесь ораторией старого английского мастера Джона Фармера «Christ and his Soldiers». После поступления в Королевский колледж музыки в 1893 г. Холст работал летние месяцы тромбонистом в небольших приморских городах Англии — это позволяло ему брать билеты в «Ковент-Гарден» на вагнеровские вечера. Позднее (1898—1903) он играл в оперном театре и Шотландском оркестре, которые много гастролировали. В конце 90-х гг. Холст стал первым дирижером Социалистического хора Хаммерсмита (района Лондона).