Ральф Воан Уильямс

Как мы уже говорили, Ральф Воан Уильямс, самый близкий друг Холста, начал собирать народные песни в поисках опоры для своих творческих исканий (декабрь 1903 г.).

Первые песни были им записаны в Эссексе, в деревне Ингрейв. Уильямс познакомил Холста с Шарпом, и тот попросил композитора аранжировать песни, собранные в Хэмпшире. Затем появилась «Сомерсетская рапсодия», которую Холст открывает своей любимой народной песней «Июньский розовый бутон». Обработки народных песен, кэрол приводят к тому, что собственный музыкальный язык Холста становится проще, очищается от усложненной хроматизированной гармонии, вступающей в противоречие с народными напевами. Однако, как и у Бартока, подлинное обновление наступает не тогда, когда Холст пишет сочинения на фольклорном материале, но в тех оригинальных работах, этот опыт находит более глубокое или опосредственное воплощение, — например, в «Плаче Гекубы» (вызывает в памяти манеру певцов).

Множество мелодий для хора («Двенадцать уэльских песен» для смешанного хора без сопровождения), струнного («Фантазия на темы британских народных песен», взятых в 1916 г. из собрания Гардинера в Хэмпшире) и духового (два сборника моррис-танцев, 1910—1911) оркестров. Кульминацией этой, условно говоря, фольклорной линии творчества Холста стала опера «Кабанья голова» (1924) на сюжет сцен в таверне из «Генриха IV» Шекспира. В этой одноактной опере, названной композитором интерлюдией, интересны комически-пародийные моменты: на Вагнера, на итальянскую оперу XIX в. (невольно напрашивается сравнение с «Оперой нищего» — пародией на Генделя и итальянскую оперу того времени). Дабы стала очевидной суммирующая роль этой оперы в творчестве Холста, назову источники ее музыкального материала: два ценнейших собрания — Уильяма Чэппела «Популярная музыка старого времени» и Плейфорда «Учитель танцев» в издании Шарпа; к ним прибавим сборник Шарпа «Мелодии моррис-танца» и собрание народных песен Гардинера. «Кабанья голова» подтверждает мысль о том, что фольклорное движение в Англии не было замкнутым, оно находило практический «выход», отзвук в творчестве английских композиторов.

В начале века Воан Уильямс, начавший работу над изданием «Английской гимнодии», знакомит Холста с псалмами, старыми кэрол XVI в. Но было бы ошибочным предполагать, что Холст не знал староанглийской музыки: в программе концерта, который дал в 1892 г. руководимый им Хаммерсмитский социалистический хор, значатся мадригалы Морли, хоры Пёрселла. Однако стойкий интерес к английской музыке XV—XVII вв., обращение к ней во всей полноте проявлений, относится к указанному времени.

Холст был крупнейшим среди своих современников знатоком музыки XV—XVII вв. В его время никто не знал классическую английскую музыку так, как знал ее Холст. На лекциях он говорил о том, что Джон Дауленд — такой же великий мастер песни, как и Шуберт, и знакомил с его музыкой. Сохранились его заметки к лекциям, в которых он обращает внимание на творчество Сэмюэля Уэсли (записи 1927 г.), заметки к лекциям о мадригалистах. В статье 1926 г. «Мой любимый композитор Тюдоровской эпохи» Холст писал о Томасе Уилксе, сравнивая его творчество с искусством Бёрда, Морли, Гиббонса. Однако это не было чисто теоретическим знанием. О том, что практически дало Холсту это знание, свидетельствует контрапунктическое письмо композитора, особенности которого восходят к технике английских полифонистов эпохи Ренессана. В каталоге произведений Холста обнаруживаем редакции пёрселловской театральной музыки (1916—1918), в которых он заново оркеструет сюиту с добавлением духовых и ударных, то есть, приспосабливая к современному оркестру; в 1916 г. аранжирует для женского хора песни и гли Генри Лоуэса, Томаса Арна, более старые, анонимные (сборник называется «Старые мелодии и гли»). Изучение музыки Пёрселла отразилось в свободе и естественности речитативов в трех одноактных операх: сатирической «Круглый дурак» (1923), написанной в традиции Гилберта и Салливана (в концертной практике живет балетная музыка, которой опера открывается), упомянутой интерлюдии «Кабанья голова» и фарсовой «Сказке бродячего школяра» (1929).

Среди театральных произведений Холста обращает на себя внимание жанровая разновидность «хоровой балет». Среди работ такого рода — ор. 45 № 1 и 2: «Золотой гусь» по сказке братьев Гримм, написанный в 1926 г. для Морли-колледжа, и «Утро года» (1907) — для Общества английского народного танца. Сам жанр предполагает аналогию с маской, где танцевальное начало соседствовало с вокальным.

Вкратце охарактеризую другие сочинения Холста, не столь явно принадлежащие к намеченным выше линиям творчества.