Постановки «Медного всадника»

После двух премьер «Медный всадник» вскоре был поставлен в Ереване, Ташкенте, Львове, Саратове, Новосибирске, Алма-Ате, Одессе.

В 1953 году задумали показать балет в Бухарестском театре. Режиссером приглашен был молодой советский балетмейстер И. В. Смирнов. Еще будучи студентом, прослышав, что Рейнгольд Морицевич работает над балетом «Медный всадник», он как-то пришел к нему и попросил у композитора разрешения поставить для экзамена одну сцену из балета. А это было еще до ленинградской постановки! Рейнгольд Морицевич оценил смелость дерзаний юноши, всячески его ободрил, не жалея своего времени, много играл ему, разъяснял свои замыслы, потом снабдил нотами, сам позаботившись о переписке нужной части клавира, и даже пришел на экзамен, где показаны были сцены из четвертого акта — «Там, где жила Параша», «Воспоминания», «Сцена безумия». Так началась дружба престарелого композитора и юного балетмейстера. В качестве дипломной работы Смирнов поставил «Медного всадника» уже целиком на сцене Ташкентского театра. И вот теперь постановка в Бухаресте. Разрабатывая ее план, Смирнов наметил несколько переделок, требовавших дополнений в партитуре, а кроме того, попросил написать увертюру. И Рейнгольд Морицевич, всегда с большим вниманием прислушивавшийся к тем, кто интерпретировал его музыку — будь то певец, музыкант или, как в данном случае, балетмейстер, пошел навстречу пожеланиям Смирнова. Он не возражал против перестановки в первом акте, где Смирнов хотел показать сначала Сенатскую площадь целиком, а потом — как рассказ Евгения о великих деяниях Петра — «петровские» сцены, и сделал все необходимые музыкальные связки. Специально для бухарестской постановки была написана увертюра. «Исполненная взволнованности тема Евгения, простосердечный лиризм Параши, целомудренная любовь юных героев... Грозная тема Петра — Медного всадника. Столкновение человеческих чувств... Безумие Евгения... Ширь, русская распевность—все было в этой увертюре», — пишет Смирнов в воспоминаниях о встречах с композитором и добавляет: «Музыка, никогда, к сожалению, у нас на родине не звучавшая, партитура, нигде у нас не издававшаяся».

Премьера «Медного всадника» в Бухаресте намечена была на 5 ноября 1954 года. Глиэр пожелал на ней присутствовать. Он выехал заблаговременно (сопровождала его, как и во многих других поездках в эти годы, дочь Нина), полагая, что, так как театр еще совсем молодой, может понадобиться его помощь. Но, конечно, времени зря он не терял и еще до представления 24 октября дал в большом бухарестском кинотеатре «Патриа» концерт из своих произведений. Исполнены были Вторая симфония, концерт для арфы с оркестром (солировала Лиана Паскуале), концерт для валторны с оркестром (солист Ставар Нистор) и Вальс и Гимн великому городу из балета «Медный всадник». То была первая встреча румынской публики с прославленным советским композитором, доставившая всем истинную радость. С огромной теплотой встречен был и балет, многие годы не сходивший потом со сцены. Глиэр остался очень доволен постановкой («Я как автор получил полное творческое удовлетворение от воплощения моего балета на бухарестской сцене») и пребыванием в Румынии. Адресуя телеграмму председателю румынского Общества культурных связей академику К. Пархону, он искренно благодарил общество за «исключительное отношение» к нему и к его дочери.

Попутно отметим, что у румынской публики большим успехом пользовался и балет «Красный мак», поставленный в Бухаресте с помощью М. Габовича.

За балет «Медный всадник» Глиэр — уже в третий раз — получил Государственную премию первой степени (1950). Исключительно требовательный к себе композитор это сочинение считал удачным, гордился им. Однажды он сказал: «Я очень люблю балет "Медный всадник", люблю за то, что это наш русский, национальный балет, рассказывающий о растущем могуществе России, о русском патриотизме».