Концерт для валторны с оркестром

Концерт для валторны с оркестром — произведение жизнерадостное. В нем преобладают мажорные тональности, светлые оркестровые краски. Задача, которую поставил перед собой композитор, — показать, что валторна, этот один из древнейших инструментов, используемый преимущественно как оркестровый, вполне пригоден и для солирования, — была блестяще выполнена.

Правда, можно пожалеть, что в сольной партии преобладают лирические звучания и нет эпизодов ярко героического плана. Эмоциональный диапазон валторны, простирающийся от лирической напевности мелодий до мощных призывных звучаний (так блистательно примененных в партитурах Скрябина), и тематический материал произведения давали полную возможность создания героических образов.

Концерт написан в трех частях. Музыка первой — волевая, мужественная, с маршеобразными ритмическими фигурами—в заключении части выливается в марш. В конце разработки автор дал небольшую каденцию, но она, по-видимому, мало устраивала талантливого валторниста В. В. Полеха, которому концерт был посвящен. К напечатанному Музгизом в 1952 году авторскому переложению Концерта для валторны и фортепиано приложена большая, виртуозного характера каденция, сочиненная самим В. Полехом, прекрасно владевшим своим инструментом.

В небольшой средней части господствуют лирически-созерцательные образы. Основную тему, близкую по характеру к русской лирической песне, неторопливо распевает валторна на фоне мерного сопровождения струнных. Начало и конец этого поэтического повествования о красоте природы безмятежны, спокойны. В среднем эпизоде музыка носит несколько возбужденный характер. В целом эта медленная часть звучит как романс для валторны с оркестром.

Финал, как и в предыдущих своих двух инструментальных концертах, Глиэр отводит картине народного праздника. Во вступлении слышны глухие звуки, напоминающие притоптывание начинающих плясать людей, раздаются «зазывные» возгласы кларнетов и фаготов. Танцевальный характер имеет и мелодия, порученная солирующей валторне. Постепенно ритм пляски убыстряется, эмоциональное напряжение нарастает. И праздничная, веселая музыка разливается широкой волной. Яркая, жизнерадостная кода завершает концерт.

Прозвучал Концерт для валторны впервые 10 мая 1951 года в Ленинграде в Большом зале филармонии в исполнении В. В. Полеха и симфонического оркестра Ленинградского комитета Радиоинформации под управлением автора. Встречено произведение было очень тепло. И хотя масштабы его, образное содержание значительно скромнее предыдущих, сочинение быстро вошло в репертуар многих советских и зарубежных валторнистов, стало неизменно включаться в обязательные конкурсные программы исполнителей на духовых инструментах. «Выступая с этим произведением во многих городах Европы и Америки, — писал Полех, — я сам смог убедиться, каким громадным успехом оно пользуется повсеместно. Пластинки с записями этого концерта продаются во всех музыкальных магазинах».

Еще завершалась работа над концертом, когда к Глиэру приехал Р. В. Захаров. Он привез своего ученика по балетмейстерскому классу, тогда уже известного танцора Театра имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко А. В. Чичинадзе, и попросил Рейнгольда Морицевича разрешить ему, несколько переделав балет «Комедианты», поставить его как дипломную работу. Рейнгольд Морицевич согласился. Режиссерская разработка Чичинадзе, где максимальное внимание было уделено свободолюбивым порывам испанского народа, ему очень понравилась, и он принялся вносить изменения в партитуру, но, не закончив работу, отложил это злополучное произведение и начал сочинять балет «Тарас Бульба».