Педагогическая деятельность Холста

С начала века также начинается педагогическая деятельность Холста, которая не прерывалась до конца его жизни. Первой школой, где он учительствовал, была женская школа на юго-востоке Лондона. Затем Холст был назначен директором другой, более крупной школы в рабочем районе Хаммерсмит — эту школу он не оставлял вплоть до смерти.

Одна из его бывших учениц вспоминает о своих впечатлениях, когда, 8-летней, она была ученицей Холста. «Он был блестящим и застенчивым человеком. Из мира его дальнозоркости через маленькие очки... выглядывала невероятная живость. Хотя в классе нас было только двенадцать, он ужасно волновался, дирижируя нами, стараясь, чтобы все делалось вовремя, и настойчиво требуя очень чистого интонирования». В полном каталоге произведений Холста, изданном в год его 100-летия, упоминается множество небольших сценических работ, посвященных детским школам. Они отмечены выдумкой в сюжете и изобретательностью оркестрового сопровождения. Таковы, например, двухактная юмористическая оперетта «Идея» (1896) или пантомима «Cinderella» (1902) и многие другие.

Будучи педагогом вечерних классов в Passmore Edwards Settlement в центре Лондона, Холст руководил первым лондонским исполнением двух баховских кантат и позднее «Крестьянской кантатой», также впервые здесь прозвучавшей. Наконец, в 1907 г. его назначили директором Морли-колледжа, основанного в конце XIX в. специально для детей рабочих. Придя в Морли-колледж, Холст нашел в особенно плохом состоянии оркестр, который состоял из двух скрипок, флейты, трех кларнетой, корнета и фортепиано. Спустя 4 года разросшийся оркестр и хор исполнили «Королеву фей» Пёрселла, не ставившуюся 214 лет (с 1697 г.).

Когда в 1913 г. Холст приехал отдохнуть в деревню Тэксед, его заинтересовал местный церковный хор и его своеобразная «локальная» манера петь полузакрытым ртом. «Так пели и некоторые другие хоры в восточных районах Англии, — пишет дочь Холста в книге об отце,— будто оберегая себя от северо-восточного ветра». Композитор помогал хору, учил петь музыку Бёрда и других старых мастеров. Ему пришла в голову мысль объединить хоры лондонских школ и колледжа, где он работал, с местным, чтобы петь Баха, Пёрселла. В 1916 г. состоялся первый музыкальный фестиваль в Тэкседе. Он длился 4 дня, на протяжении которых в церкви пелась духовная музыка, в чайной — елизаветинские любовные песни, раунды, под открытым небом исполнялись народные песни, моррис-танцы; звучали мотеты, мадригалы, игрались скрипичные, виолончельные пьесы. Выступал и знаменитый холстовский сводный хор. (Все описанное вызывает в памяти музыкальный праздник «День в Плёне» Пауля Хиндемита, 1932). Впоследствии, не имея возможности присутствовать на праздниках в Тэкседе, Холст помогал готовить фестиваль.

Конец первой мировой войны застал Холста в Константинополе, где он был музыкальным организатором «Молодежной христианской ассоциации». И, наконец, в течение 5 лет (1919—1923) он вел класс композиции в Королевском колледже музыки. Среди его учеников — такие впоследствии выдающиеся композиторы Англии, как Артур Блисс и Робин Милфорд, Эдмунд Раббра и Майкл Типпет.

Таков «послужной лист» Холста.

Он любил преподавание, отдавал ему все силы. Сколько бы времени ни отнимала у него педагогическая работа, он, по свидетельству дочери, ни разу не упрекнул преподавание в том, что оно мешает творчеству. По-прежнему, как тогда, когда Холст играл в оркестрах, практическое музицирование и живое общение с музыкантами через музыку было его внутренней потребностью. Холст был счастлив в общении с молодежью. Столь же отзывчивой была и молодежь к нему. Примечательный в этом плане факт: когда в 1932 г., в середине цикла лекций в Гарвардском университете (США), куда Холст был приглашен на полгода, композитор заболел и был вынужден лечь в больницу, студенты в знак глубокой симпатии и уважения дали в его честь концерт.

Эдмунд Раббра свидетельствует, что на занятиях в классе Холста царила трезвая ясность суждений, определенность намерений, естественная логичность задач и целей, не было тяги к таинственному, мистическому, которую можно было бы заподозрить у автора «Планет», «Гимнов Риг Веды» и «Ситы». Его учедаики в своей каждодневной работе были тесно связаны с повседневным трудом учителя: хоровое пение, оркестровка, корректура новых сочинений. Уроки Холста становились фокусом, в котором преломлялись и собирались воедино все стороны его творческой деятельности.