Опера «Knot Garden»

Опера «Knot Garden», как и две предшествующие, создана на либретто композитора с характерными для его литературно-драматического стиля мистическими моментами, обилием символики.

Источники, инспирировавшие драматические ситуации, ясны: «Вечеринка с коктейлями» Т. Элиота, «Между действиями» В. Вульф, «Дом, где разбиваются сердца» Б. Шоу. В целом же либретто выдержано в психологизированной манере, близкой Айрис Мэрдок. Опера на современный сюжет. Персонажи (их 7) имеют все социальные и психологические признаки людей последней трети нашего столетия. Место действия — дом и сад дома, который принадлежит инженеру, чье имя, Фабер, сразу же вызывает в памяти роман М. Фриша «Homo Faber». Отношения «оперного» Фабера с воспитанницей, выраженные будто бы подсознательно или в галлюцинациях самой девушки, также апеллируют к названному роману. Жена Фабера, Tea (имя богини домашнего очага), выращивает цветы в саду, она следит за их появлением, ростом, увяданием, она же пристально наблюдает за перипетиями личных отношений людей, ее окружающих. В доме живет их воспитанница, Флора (цветок). К ней приглашен психоаналитик: Флора находится в постоянной тревоге, реально ощущая то, что является, возможно, лишь дремлющим в подсознании — она воображает себя объектом сексуальных притязаний Фабера.

В доме Tea и Фабера появляются еще трое. Двое из них — пара близких друг другу людей: музыкант Дав (по звучанию его имя переводится как «голубь», хотя написание несколько иное) и писатель, негр Мэл. Их союз распадается в процессе развития сюжета: Мэл чувствует глубокую симиатию к Дениз, сестре Tea. Дениз появляется на сцене в джинсах, разорванной куртке, хромая. Она — борец за свободу, ее только что после разгона демонстрации пытали.

Словно над всеми — психоаналитик Мангус (ассоциируется с именем короля Магнуса из пьесы Шоу «Тележка с яблоками»). Он, приглашенный в дом ради Флоры, наблюдает за внезапно вспыхивающими симпатиями и антипатиями «пар», за их взаимным отталкиванием-притяжением. Он видит движущие силы поведения этих людей, словно заложенные в них природой. Вот почему композитор отождествляет его с повелителем стихий Просперо из шекспировской «Бури». Мангус-Просперо способен вызывать «комплексы воспоминаний», согласно которым Флора становится Мирандой, Фабер — Фердинандом, а Дав и Мэл — Ариэлем и Калибаном. Ведь, по психоаналитической теории Юнга, «в бессознательном всегда... наготове «комплексы» воспоминаний индивидуального прошлого — это своего рода «психологические демоны», свидетельствующие о силе и власти бессознательного над сознательными процессами».

В условиях замысла Типпета внедрение шекспировских ситуаций и текста Шекспира вступает в сложные отношения с текстом либретто, вызывая подчас некоторые политически актуальные ассоциации. К примеру, негр Мэл как Калибан говорит о том, что «земля этого острова прежде принадлежала ему», — что, несомненно, воспринимается как мысль, созвучная основной проблеме черного населения США и других стран. В целом же это — психологическая драма с фрейдистским подтекстом.

Итак, 7 персонажей —7 социальных типов, которые представляют общество в миниатюре — общество, где люди тонут в глубинных комплексах своих проблем, обреченные на непонимание. Примечательно: все происходит в доме, в семье, что особенно важно на родине так называемого семейного романа, ибо «дом, очаг... представлялся прибежищем для душевного отдохновения и оплотом от нашествия мирских невзгод». Степень кризиса общества также и в том, что разрушено представление о доме как о крепости.

Путаница отношений отражена и в названии оперы, и в наименовании (и, следовательно, драматургической задаче) всех трех актов оперы.

Knot — редко используемое и труднопереводимое слово. Оно означает «узы» (брака, например), «проблемы», «трудности», какую-либо связь (название пьесы Шоу «Неразумные связи» по-английски выглядит так: «Irrational Knots»), а также «узел» в саду, из которого вырастают ветви... Здесь же, у Типпета, имеются в виду узы связей, узлы комплексов, «сад комплексов». В иносказании сад — это и душа человека, и его дом, и общество в целом. Название переводится также «Сад-лабиринт».

Первый акт — «Конфронтация» — экспозиция персонажей, показ трудностей общения людей друг с другом. Примечательно, что из 13 сцен I акта — 6 по преимуществу монологических, остальное (исключая финальный септет) — диалоги: диалоги представления, в которых персонажи словно демонстрируют свою «маску», играют свою роль. В конце акта расположен единственный ансамбль — септет. В этом финальном ансамбле-блюзе каждый утверждает себя и в последний раз обретает единство с другими, то единство, которое распадется и затем восстановится, но уже безлико, в качестве хора в Эпилоге (обращение к аудитории — показ условности происходящего).

Второй акт — «Лабиринт» — путаница отношений, неудачные попытки сближения, разобщенность, влечения, ненависть. Основная оперная форма 9-ти сцен II акта — диалог, на сей раз диалог непонимания (выражение М. Тараканова). Сплошная цепь диалогов должна создать видимую картину лабиринта отношений.

Третий акт — «Шарады»: магией Мангуса разыгрываются шарады из «Бури» Шекспира, каждая из которых должна дать пищу размышлениям и персонажу и зрителю. Этот акт состоит из разнообразных ансамблей.