Музыкальная культура Англии

В музыкальной культуре страны прославились мастера Кристофер Тай и Томас Таллис. Они, а также те, чьи имена нам мало известны (Роберт Джонсон и Джон Мербек, Осберт Парсли и Джон Шеппард, Роберт Уайт и Ричард Фэррент, Лайонел Пауэр и Уолтер Фрай), заложили основы национальной композиторской традиции Англии.

Англия является одним из исторически ранних очагов интенсивного формирования и развития европейской полифонии. Известна древняя ирландская форма многоголосия — диафония-органум. В Уэльсе существует поли-фоническое пение (penillion-singing): арфа исполняет традиционную мелодию, а певец импровизирует мелодию иных структурных закономерностей. Требующая высокого искусства абсолютной импровизации, эта форма музицирования, возможно, уникальна в европейском фольклоре. В XV в. в английскую музыкальную терминологию входит понятие «гимель» (gymel) или «двойная, парная песня» (twin-song) — песня, звучащая параллельными терциями или секстами. Эта древняя манера исполнения была описана в XII в. богословом Гиралдусом (Geraldus Cambrensis), который отметил, что в Уэльсе и Йоркшире даже дети так пели. «Валлийцы не поют в унисон,— пишет исследователь фольклора Уэльса, — в их песне столько голосов, сколько исполнителей, и все они объединены органичной мелодией, звучащей константно с другими голосами». Долгое время гимель считался принадлежностью устной традиции, однако нотные рукописи XV в. (великой эпохи английской кэрол) показали, что именно гимель формировал музыкальную основу кэрол. Он встречается и в трудовых, морских песнях, звучит в канонах раундов и кэтчей, пронизывая собой фольклор Великобритании. Неудивительно поэтому, что стиль английских мастеров оказал влияние на композиторов нидерландской школы.

Значительно раньше, чем в других европейских странах, в Англии наблюдается тесная взаимосвязь народного и профессионального творчества, которая установилась еще в эпоху Ренессанса.

Английские композиторы, писавшие церковную музыку, брали народную мелодию в качестве cantus firmus. Классический хрестоматийный пример этому — мессы Джона Тавернера и Кристофера Тая на тему старой песни «Западный ветер» («Westron Wynde»). Джон Шеппард и Роберт Карвер также сочинили (соответственно, четырех - и трехголосную) мессы на ту же тему. Такого рода мессы, родившиеся именно в Англии, были названы contrafacta, или Parody Mass. Хронологически первый подлинный образец «мессы-пародии» принадлежит Роберту Фэйрфаксу, чья месса «О bone Jesu» основана на его же одноименном мотете. На материале светской музыки подобные мессы писали Томас Таллис и Джон Тавернер.