Наследие композитора

Обширно и значительно симфоническое наследие композитора, продолжающее и развивающее классические традиции мастеров отечественной музыки. Недаром часто говорят, что творчество Глиэра явилось связующим звеном между русской классикой и советским музыкальным искусством.

Художник-гражданин, всегда стремившийся идти навстречу запросам народа, Глиэр в своих оркестровых произведениях запечатлел многие свершения нашей великой эпохи, думы и устремления народа. Он всесторонне разрабатывал тему дружбы, национально-освободительной борьбы, воспевал величие Родины, красоту ее необъятных просторов, трудовые и героические подвиги людей.

В дореволюционный период были созданы три симфонии. Из них чаще всего исполняется программная Третья симфония — «Илья Муромец», о которой Л. Стоковский написал родным композитора, что она для него «воплощает Эпос славянского народа». Позже Глиэр стал оказывать предпочтение одночастным формам симфонической музыки — поэмам, картинам, увертюрам, нередко снабженным программой. Все эти произведения отличает повествовательность, живописность и большая изобретательность насыщенной оркестровки. С детства полюбивший народное творчество, композитор умел сочетать оригинальные темы с подлинными народными мелодиями.

Среди своих сверстников Рейнгольд Морицевич отличался глубоким знанием восточного фольклора с его своеобразными ритмоинтонациями и орнаментикой, богато использованными им в своем творчестве. Он первый внес неоценимый вклад в развитие музыкального искусства республик, способствуя сближению самобытных культур нашего многонационального отечества.

Концерты Глиэра пользуются всемирной известностью. Лучшие исполнители включают их в свой репертуар. Вокальный, конечно, превосходит всех по исключительной популярности. Был период, когда это сочинение буквально ежедневно можно было услышать если не в концертном зале, то на какой-нибудь радиоволне. 14 апреля 1947 года композитор получил телеграмму: «Находясь гастролях Тихоокеанском флоте пою ваш Концерт для колоратуры огромным успехом сопровождении квартета имени Римского-Корсакова. Обработку сделал Введенский.

Спела 12 раз... Кира Асеева. Владивостокская филармония». После смерти композитора на музыку его Вокального концерта в Канаде труппой «Гран балле канадьен» был поставлен балет, который артисты показали во многих странах обоих полушарий.

Исключительно велики достижения Глиэра в области музыкально-сценического искусства. Появление оперы «Шахсенем», созданной на своеобразном национальном материале, с ее социально заостренным сюжетом, можно считать событием, сыгравшим самую активную роль в развитии азербайджанской музыкальной культуры.

В еще большей степени этапным событием явилось рождение балета «Красный мак». Путь к нему был долгим и не простым. Первой серьезной «пробой сил» в этом жанре стал балет «Хризис», написанный Глиэром в 1912 году. Сочинение это нельзя считать удачным: сказались, вероятно, недостаточность опыта и просчеты либретто Н. Милюковой (по мелодраме из античной жизни французского писателя Пьера Луиса). Множество отдельных мелких эпизодов, а главное — обусловленная сюжетом их разностильность привели к фрагментарности музыки. Композитору не удалось слить воедино сцены беззаботного детства гречанки Хризис с чередой картин ее странствий, когда в поисках счастья она появляется то у прославленной поэтессы Сафо, то в толпе ликующих менад, сопровождающих бога Диониса, то у загадочных египтянок и, наконец, в храме богини Афродиты, служению которой и посвящает себя, но вкусив всяческих радостей, пресытившись богатством, убеждается в призрачности, неполноценности достигнутого счастья и, пытаясь обвинить во всех своих бедах богиню любви, погибает, сраженная ее гневом. Музыка, как всегда у Глиэра, привлекает лиричностью, напевностью мелодий. В поисках средств выразительности, подходящих для воплощения образа хрупкой и нежной Хризис, Глиэр в этом сочинении ближе всего, пожалуй, подошел к характерным интонациям музыки Скрябина, изображающей томление и страстный порыв к прекрасному, но далекому идеалу. Очень выразительна тема «рока»,

Которая, появляясь в нарастающих кульминациях, не раз прерывает бездумное веселье, а в конце особенно впечатляюще звучит в сцене гибели куртизанки. Многие эпизоды свидетельствуют, что музыку писал подлинный симфонист, и отдельные части ее, включенные Глиэром в состав нередко исполнявшейся им в концертах сюиты, находили живой отклик у публики. Но балет в целом не получился. Показанный 17 ноября 1912 года на сцене Интернационального театра в Москве хореографической группой, руководимой Н. Милюковой — последовательницей искусства Айседоры Дункан, балет «Хризис» успеха не имел, несмотря на роскошные костюмы и декорации, и после первого спектакля больше не возобновлялся. В 1918 году композитор существенно переделал сочинение. В новой редакции балет был поставлен на сцене Большого театра в Москве в 1921 году (режиссер А. Горский, дирижер Ю. Файер). Однако и эта постановка долго не продержалась, что, впрочем, неудивительно: новому зрителю, пришедшему в театр после Великой Октябрьской революции, нужны были иные спектакли, иные герои.

Всегда чутко реагировавший на запросы народа Глиэр это понял и все свои усилия, все помыслы направил на создание сценического произведения, созвучного устремлениям эпохи. В результате упорного труда появился балет «Красный мак». Это первенец советского балета, смелая и удачная попытка воплотить средствами музыкальной хореографии образы жестокой классовой борьбы, образы советских людей — носителей высоких идей гуманизма. От народно-героических сцен «Красного мака» тянутся нити к балетам Д. Шостаковича («Светлый ручей», «Золотой век», «Болт»), Б. Асафьева («Пламя Парижа»), А. Баланчивадзе («Сердце гор»), А. Крейна («Лауренсия»), А. Хачатуряна («Спартак») и многих других.