Известность Глиэра

Один из последних дней 1903 года принес горькую весть о кончине столь преданного делу русской музыки Митрофана Петровича Беляева. Как писала Глиэру Валентина Митрофановна—дочь Беляева, он еще в день своей смерти занимался делами по организации исполнения его симфонии в Петербурге.

Прозвучала эта симфония три месяца спустя — 11 марта 1904 года — в третьем Русском симфоническом концерте под управлением Н. Н. Черепнина и принесла автору много радостных минут. Счастливый, взволнованный ласковым приемом петербургских музыкантов,— а в тот вечер в зале Благородного собрания опять были Римский-Корсаков с женой, Стасов, Глазунов, Лядов, — Глиэр писал невесте об успешном исполнении его произведения и просил полюбить его музу: «Она прекрасна и вдохновенна. Она знает тайну проникать в душу людей и вносить туда свет и жизнь».

От слуха многоопытнейшего мастера, каким был Римский-Корсаков, конечно, не укрылись некоторые просчеты оркестровки симфонии (устраненные автором с помощью Глазунова в новой редакции), недостаточность динамических контрастов и индивидуализации отдельных голосов. В дневнике («Летопись моей музыкальной жизни») по поводу симфонии Николай Андреевйч записал: «Недурно, но ничего особенного». Однако высоко оценил в музыке Глиэра, как в камерных сочинениях, слышанных ранее, так и теперь в симфонии, явно ощутимое русское народно-песенное начало. Опасаясь модернистских влияний, начавших проникать в русскую музыку, стремясь всеми силами способствовать утверждению своеобразия национальной культуры, Римский-Корсаков, а также Глазунов и Лядов поверили в будущее композитора и поддержали его. Да не только добрым словом, что само по себе давало уже много молодому музыканту. Оказавшись по воле М. П. Беляева во главе распорядителей той части капитала его, которая предназначалась на развитие отечественной музыкальной культуры (устройство «Русских симфонических концертов», конкурсов по сочинению камерной музыки, работу издательства, вознаграждения композиторов, премии имени Глинки), Римский-Корсаков, Глазунов и Лядов, помня к тому же и отношение самого Беляева к творчеству Глиэра, сочли необходимым выдвинуть его секстет на Глинкинскую премию.

В памятный день 27 ноября — Глинкинский день, когда впервые даны были оперы «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила»,— выдавались Глинкинские премии, учрежденные Беляевым. В 1905 году их получили А. Н. Скрябин — за Вторую симфонию и Р. М. Глиэр — за Первый секстет.