Музыка Англии эпохи Тюдоров

Другим источником, питающим творчество Ральфа Воана Уильямса, стала музыка Англии эпохи Тюдоров. С именем Уильямса связывают открытие творчества выдающихся композиторов староанглийской школы — учителя Уильяма Бёрда Томаса Таллиса, Орландо Гиббонса и Генри Лоуэса.

Вместе с их музыкой он, а вслед за ним и другие английские композиторы, «вошел» в мир искусства «золотого века» английской культуры. Думается, не случайно музыка «славного прошлого» Англии заняла такое важное место в творчестве Воана Уильямса: то было время не только мощного расцвета искусств, но — что важнее всего для Уильямса, — их теснейшей связи с народным искусством (особенно ощутимой в музыке и театре Англии). Оркестровая фантазия на тему одной из псалмовых мелодий Томаса Таллиса воскрешает стиль лирического мадригала, хоровая сюита «Пять тюдоровских портретов» (1935), в партитуре которой нет подлинных народных мелодий, проникнута духом английской музыки той эпохи, эпохи Генриха VIII. И в других сочинениях, написанных в разные годы, возрождаются традиции вёрджинелистов и пёрселловской инструментальной музыки — в Партите (1948), Concerto grosso (1950), Фортепианном концерте (1931) и «Осах», где финал явственно напоминает «Колокола» Бёрда, мадригалистов — в Фантазии на рождественские песни, в «Пяти тюдоровских портретах», многоголосных песнях на тексты Шекспира (1935, 1951) и народные слова и так далее. Связи эти не внешние, а глубинные — они кроются в особенностях полифонических, вариационных приемов, в специфике фактуры, характерности ладогармонического языка.

Творчество Ральфа Воана Уильямса соприкасается с английскими народно-национальными традициями во всех их проявлениях. Его «Рождественская ночь» (по Диккенсу, 1926), «Иов» (1930) и «Свадебный день» (1938) — балеты, но не традиционной классической хореографии, а старой национальной хореографии, они оживляют маску XVII в. и с нею английские бытовые танцы; оперы «Хью-гуртовщик» (1924) и «Влюбленный сэр Джон» (1928) — специфически английские балладные оперы.

«Английскость» творчества Воана Уильямса состоит не только в любви к фольклору и близости его языка фольклорным оборотам или модальности его основы, но — в темах, образах его сочинений.

Поэтические тексты, которые он избирает, помимо библейских, имеющих в Англии всенациональное значение, характерны для него как английского художника. Увлечение Уитменом — символ времени в Англии: Воан Уильямс пишет на его тексты две кантаты (уже упомянутую «Вперед, к неизведанным землям» и «Dona nobis расеш», 1936), три поэмы (1925) и симфонию, «Морскую». Шекспир и Блейк, наиболее стойкие привязанности, — два величайших имени для английского искусства (Шекспир — поэзии и театра, Блейк — поэзии и изобразительного искусства). Еще до того как Уильямс начал писать песни на шекспировские тексты, он в 1913 г. по заказу драматического театра Стратфорда-на-Эйвоне, родины Шекспира, написал музыку к его историческим хроникам, тем самым тесно соприкоснувшись с традицией национального театра. В 1928 г. композитор начал работу над балетом «Иов». То был заказ Дягилева, к которому заказчик вскоре потерял интерес и от него отказался. Не только гравюры Блейка, по которым был написан «Иов», вдохновляли Уильямса: в 1957 г. он создал вокальный цикл «Девять песен Блей - ка» для голоса и гобоя, легший в основу его же музыки к кинофильму «Видение Уильяма Блейка», посвященному 200-летнему юбилею поэта.

Национальные черты творчества Уильямса также связаны с сюжетами его опер и балетов, с близостью к английскому пейзажу. Пасторальная симфония вызывает в памяти не столько импрессионистические музыкальные картины Дилиуса, сколько пейзажи Джона Констебля. Последовательное обращение к английской поэзии и литературе в качестве эпиграфов для произведений крупной формы — также свидетельство сродственности мышления композитора с национальным искусством.