Бернард Шоу в жизни Типпета

Типпет в воспоминаниях подчеркивает значение Бернарда Шоу для своего идейно-художественного формирования. «Мое поколение выросло в то время, когда Шоу был в блеске славы. Я присутствовал на премьерах его лучших пьес.

Большинству из нас, молодежи, была симпатична его позиция критического ума по отношению к близкому прошлому в английской истории и литературе. Он был... богом молодого человека, благодаря тому, как он умел пригвоздить интеллектуальную чепуху. Позднее, когда я стал старше, я заметил, что испытываю привязанность к его прозаическому стилю, который я считал одним из наиболее возбуждающих в английской литературе».

Конечно, привлекала сама личность Шоу — блистательного оратора, критика (в том числе и музыкального), публициста, затрагивавшего с необычайной остротой множество творческих и социальных проблем, его волновавших. И во всем была его индивидуальная позиция, окрашенная в тона критической ироничности.

Шоу оказывал влияние не только своей личностью, но и творчеством, и особенно сильно оно было тем, что драматург явился создателем нового типа драмы, актуальной, публицистичной, насыщенной проблемами, дискуссиями. Этот тип был назван драмой интеллектуальной. Основное место в ней принадлежало не интриге, не острому сюжету, а напряженным спорам. Шоу называл их «пьесами-дискуссиями». Они не только вовлекали зрителя в сопереживание, но принуждали раздумывать над большими и важными проблемами, осмеивать порядки и нравы общества.

Шоу обращался в пьесах и к «низким», так называемым запретным темам: семейные отношения (не забудем, что Англия — родина «семейного романа») критично исследованы Шоу в многообразных ракурсах. Не уподобляет ли себя Типпет Бернарду Шоу, когда в операх-пьесах затрагивает темы, до него бывшие также запретными? Несомненно, что и интеллектуальный потенциал типпетовских сочинений, и насыщенность обсуждаемой в них и возникающей вокруг них проблематики роднит его с Шоу.