1955 год под знаком 80-летия Глиэра

1955 год прошел под знаком 80-летия Глиэра и его более чем полувековой деятельности. Этот юбилей народного артиста отмечал буквально весь наш народ. И более искреннего и широкого проявления чувств, идущих от сердца к сердцу, не приходилось долго наблюдать. Не было газеты, где бы не упоминалось имя Глиэра.

Воспроизводились снимки, на которых Рейнгольд Морицевич был запечатлен за дирижерским пультом или во время какой-нибудь встречи, печатались его портреты, анонсы о пред-стоящих концертах и рецензии на состоявшиеся. Театры ставили его балеты и оперы.

Композитор, конечно, опять совершил ряд концертных поездок по самой широкой орбите, включая на востоке Новосибирск и Омск. «Р. М. Глиэр в Киеве», — радостно и кратко сообщила «Киевская Правда», когда композитор прибыл в родной город. После тридцативосьмилетнего перерыва киевляне снова услышали «Илью Муромца». Цветы, улыбки, бурные овации встречали его повсюду. По радио постоянно звучала его музыка, перемежаемая рассказами о его наполненной трудом жизни. Последний концерт этого года состоялся 26 декабря в Ленинграде.

А начались торжества 10 января авторским концертом в Большом зале Московской консерватории, где в просторном фойе стараниями Музея музыкальной культуры имени Глинки была развернута обширная выставка, наглядно повествующая о жизни и творчестве композитора. Завершился концерт грандиозным чествованием славного юбиляра. Для этого в Москву из многих городов и республик съехались видные представители культуры. Рейнгольда Морицевича приветствовали его старые друзья и сверстники, которые знали его с юных лет и были свидетелями расцвета его таланта, — А. А. Яблочкина, Е. Ф. Гнесина, А. Б. Гольденвейзер, Ф. В. Гладков, Н. С. Тихонов. Сергей Городецкий свои чувства выразил стихами:

Какая солнечная сфера Раскрылась в творчестве Глиэра! Тут растерялся б сам Орфей! Но у Глиэра — звукам мера, И в ритм восторженная вера, И стройность бешеных идей! Он не гекзаметром Гомера, Не одой Глюка-кавалера В своих симфониях звучит. Простою речью, — но не серой! — Он в дружбе с нашей славной эрой О счастье мира говорит.

Киевскую консерваторию, которой Рейнгольд Морицевич отдал так много сил, представляли К. Н. Михайлов и Б. Н. Лятошинский, Азербайджан — Шевкет Мамедова, Узбекистан —Талиб Садыков. Из Ленинграда приехали Н. М. Дудинская, К. М. Сергеев и директор Кировского театра Г. Н. Орлов.

Публика, до предела заполнившая зал Московской консерватории, была свидетельницей того, как Глиэра поздравляли юные воспитанники института имени Гнесиных (в их исполнении прозвучало несколько хоров, написанных композитором еще в начале века), Образцовый духовой оркестр Министерства обороны СССР, сыгравший его «Торжественную увертюру», артисты Большого театра, приветствие которых сопровождали звуки марша из «Медного всадника», представители Московской консерватории, в классах которой воспитывался юбиляр и где сам наделял знаниями многих своих учеников. Сцена утопала в цветах. Летели часы, а делегации все шли и шли одна за другой.

На следующий день — 11 января — опубликован был Указ о награждении композитора третьим орденом Ленина.

Вслед за Москвой юбилейные концерты состоялись в Ленинграде: в Большом зале филармонии, во Дворце культуры им. Горького, в Выборгском Дворце культуры, во Дворце культуры имени Кирова. Особенно трогательным было чествование Глиэра труппой Кировского театра оперы и балета, состоявшееся после спектакля «Медный всадник». В нем приняли участие не только артисты, музыканты, но и рабочие сцены и постановочного цеха. От них Глиэр под звуки «Гимна Великому городу» получил в подарок художественно выполненное ими на дереве изображение «Медного всадника».

В октябре пришло письмо от JI. Стоковского, сообщавшего о новом успехе «Ильи Муромца» в Америке.