Итальянская культовая музыка XVII столетия

Проследим также и судьбы строго культовой музыки. В итальянской культовой музыке XVII столетия первенствующее значение приобретают большие хоровые композиции (мессы, мотеты, псалмы).

Почти каждый крупный город Италии выдвигает своих церковных композиторов, причем первенствующее место занимал опять-таки клерикальный Рим. Среди композиторов, работавших над сближением строгого стиля палестриновской эпохи с новыми музыкальными веяниями, в первую очередь должны быть названы Феличе Анерио (1560—1614), уже упомянутый нами ранее Григорий Аллегри (1582—1652), автор знаменитого девятиголосного «Miserere» для двух хоров, и Антонио Чифра (1589—1624), один из самых искусных контрапунктистов римской школы. Концертирующий, солирующий стиль, однако ж, начинает пробивать твердыню римской контрапунктической музыки и вызывает постепенный рост духовной кантаты с драматическим уклоном вместо отвлеченного мотета. В XVII веке римская школа, так же, как в более ранний период венецианская, широко пользуется многохорностью, располагая хоры на различных высотах грандиозных высоких построек и достигая этим замечательных звуковых эффектов. Архитектура барокко, виртуозно пользовавшаяся пространством при распределении масс, проявляет таким образом свое несомненное влияние на музыку.