Жозеф Госсек

Среди французских композиторов надо отметить имена Бланвилля, опубликовавшего шесть симфоний (1750), Шенкера, Ж. Гаво.

Самым же значительным из французских композиторов был Франсуа Жозеф Госсек (1734—1829). Двадцатилетним юношей этот мастер, смелый и содержательный, выступил со своими первыми симфониями как продолжатель Штамица. Впоследствии он примкнул к школе Гайдна, как и он, предпосылая первой быстрой части, широкое певучее анданте. В 70-х годах XVIII века Госсек безусловно господствовал в парижской музыкальной жизни, руководя им же основанными «концертами любителей музыки», но сначала популярность Гайдна, а затем политические события вытеснили его симфонии из памяти современников. Кроме Госсека, шесть симфоний написал еще другой крупный композитор эпохи Французской революции Э. Мегюль (1763-1817). Об одной из них с похвалой отзывается Роберт Шуман.

Не меньшее значение, чем реформа симфонической музыки, для закрепления нового инструментального стиля имела и полная стандартизация клавирной музыки и возникшего в XVIII веке фортепианного концерта. В начале XVIII века в области строения этого клавира происходит знаменательный перелом — изобретение фортепиано, в корне видоизменивший манеру игры на этом инструменте. Изобретение было сделано в 1711 г. итальянцем Бартоломео Кристофори (1655— 1733), заменившим прежнюю систему тангенгов клавесина молоточным ударным механизмом. Этот новый способ приведения струны в звучание благодаря совершенствованной, передаче давления пальца на клавишу давал возможность игры «forte» и «piano» — отсюда и название. Фортепиано, допускавшее разнообразные динамические оттенки, возвысило клавир из аккомпанирующего инструмента до вполне успешного конкурента в отношении звучности с оркестром. Усовершенствованное Готфридом Зильберманом (1683—1753), фортепиано пошло очень быстро в ход и вытеснило другие формы клавира.

Новый инструмент вскоре получил и свою литературу. Наиболее важными представителями нового фортепианного концерта были композиторы венской школы — Георг Христоф Вагензейль (1715— 1777), Георг Матиас Монн (1715—1750) и Иоганн Николай Тишер (1731—1766), ученик Иоганна Себастьяна Бака, а также три сына Иоганна Себастьяна Баха: Филипп Эмануил («гамбургский Бах», упорно предпочитавший старый клавихорд, что явствует из его знаменитого руководства — «Опыт настоящего способа игры на клавире»), Вильгельм Фридеман («берлинский Бах») и Иоганн Христиан («лондонский Бах»). Последний оказал певучестью («кантабельностью») своего фортепианного стиля сильное влияние на юного Моцарта, который после своего пребывания в Лондоне считал себя прямым преемником «лондонского» Баха в области фортепианной музыки.

Нарождение нового слушателя из городской буржуазии и мелкого дворянства быстро демократизировало оперу. Этот новый слушатель жаждал, как мы уже говорили) выше, сюжетов близких к жизни и по возможности далеких от выдуманного мира богов. Появление гениального Мольера в XVII веке может служить ясным доказательством, как много живительных соков содержалось в ярко красочном французском народном фарсе и итальянской «comedia del'arte». Соединение этих двух театральных явлений создало, благодаря перенесению итальянской комической оперы во Францию, новое исторически важное течение в европейской опере. Создатели итальянской комической оперы — Логрошино, Перголези, Пиччини широко развили искусство мелодико-тематического построения. Для текстов используются лучшие комедии, в том числе и Гольдони. Историческое значение их заключалось в сближении оперного искусства с народным творчеством, как результат усилившегося общественно-политического влияния третьего сословия. Либреттисты комических опер не щадили и музыкантов, высмеивая различные недостатки тогдашнего оперного дела, невежество д. жадность импрессарио, тщеславность кастратов, суетную погоню за внешним блеском у примадонн, тем самым подготовляя общую реформу оперы. Комическая опера — это опера эпохи разложения феодализма и нарастающей буржуазной революции. В этой борьбе буржуазные классы действуют орудием сатиры, реализма, бытового высмеивания. В этой области концентрируются лучшие таланты эпохи, и вокруг комической оперы, как мы увидим ниже, завязываются жаркие бои идеологическою характера. Сценическая площадка комической оперы служит плацдармом для жестокого обстрела придворного театра.