Язык звуков Шопена

Шопен должен быть отнесен к романтической школе, и в его музыке можно найти черты, сближающие его с художественным мировоззрением поэтов романтической школы, и в первую очередь с такими представителями польской дворянской романтической школы, как Мицкевич.

Замкнувшись всецело в области фортепианного музыкального творчества, он довел его до величайшей художественной выразительности. Многие поколения пианистов на тысячах публичных концертов старались воспроизвести дивные порождения его творческой фантазии. Но Шопен с трудом поддается полному воплощению средствами виртуозного искусства. Он требует от исполнителя полнейшей легкости, завершенности, полной поэтизации игры. Ритмическая капризность его музыки, ее структурная изысканность стоят совершенно особняком в истории фортепианной музыки. Шопен одинаково велик и как автор фортепианных миниатюр (им создана совершенно особая отрасль фортепианной лирики—прелюды), и как творец монументальных сонат — баллад. Такие произведения Шопена, как его знаменитая Ь-шо1Гная соната с траурным маршем, его прелюды — ряд музыкальных записей из дневников Шопена — достойны лучших стихотворений Пушкина и стоят на тех же вершинах художественного творчества, где сияют имена Гете, Гейне, Пушкина. В области гармонии Шопен дает ряд столь смелых и острых оборотов и образований, что в его лице можно видеть предшественников самых смелых новаторов XX века — Скрябина и Шенберга. Прочная связь Шопена с польской инструментальной народной музыкой объясняет ладовую окраску, и ритмическую структуру его сочинений.

Язык звуков Шопена — язык, доступный миллионам трудящихся. На этом основано его всеевропейское влияние. Тот материал, на котором он работал — результат творчества трудящихся, которые, по словам Горького, создали все лучшее в искусстве. В его фортепианной музыке выражено обилие оттенков переживаний, от самых скорбных до самых радостных. Особое значение для развития фортепианной музыки XIX и XX вв. имели его миниатюрные фортепианные поэмы, как можно назвать прелюды Шопена, и его изумительные по богатству художественного содержания этюды. Все крупные композиторы второй половины XIX века, начиная с Шумана и Листа, русские «кучкисты» и кончая Дебюсси и Скрябиным, отразили глубокое воздействие этого величайшего поэта фортепианного стиля, столь богатого возможностями развития.