Вольфганг Амадей Моцарт

Жизнь и творчество современника Гайдна, Моцарта, тщательно исследованы.

Но некоторые биографические данные о Моцарте, установленные в середине XIX века главным его исследователем О. Яном, подверглись некоторому пересмотру в книге Т. де-Визева и Ж. де Санфуа (1912), а также в последнем издании классической книги Яна, переработанной Г. Абертом (1920). Таким образом, требуется некоторое исправление традиционно принятых данных о Моцарте.

Вольфганг Амадей Моцарт был, подобно Гайдну, выразителем идеологии нового поднимающегося класса в конце XVIII века, несмотря на то, что ему приходилось обслуживать австрийских феодалов. Оба, влияя друг на друга, выработали примерно около 1780 г. тот стиль венских классиков в симфонии, квартетной музыке, опере, который обычно отождествляется с понятием «классицизма». Он родился 27 января 1756 г. в Зальцбурге. Семья Моцартов происходила из ремесленного сословия города Аугсбурга. Первые уроки музыки он получил у своего отца Леопольда Моцарта, превосходного музыканта, автора знаменитого в свое время «Опыта основательной игры на скрипке». Шести лет Моцарт привезен был, как чудо-ребенок, своим отцом в Вену, в возрасте между семью и девятью годами совершил большую артистическую поездку в Париж и Лондон и другие крупные музыкальные центры, вызывая повсюду удивление своей замечательной музыкальной памятью и талантом импровизации. С детства он окружен был итальянской музыкой, в Лондоне же к этому присоединилось еще знакомство с композициями Иоганна Христиана Баха, мастера легкого мелодического стиля. Здесь впервые Моцартом сочинен был ряд камерных произведений: три симфонии (долгое время ему ошибочно приписывали еще четвертую, только скопированную им у английского симфониста Абеля). В Париже Моцарт пишет свои первые сонаты для скрипки и клавира, вышедшие из печати, когда ему было всего 8 лет. Эти сонаты носят следы явного влияния модного в то время в Париже композитора мангеймской школы, Шуберта. Многочисленные стихотворения на разных языках прославляли этого чудо-ребенка. Изумительно быстрое усвоение им музыкальных форм может быть объяснено только какой-то особой, почти больше ни у кого не повторявшейся, психической предрасположенностью Моцарта к музыкальному искусству.

12-ти лет Моцарт написал для Вены свою первую оперу, 14-ти он предпринимает первую поездку в Италию, во время которой избирается членом Болонской филармонической академии и пожинает лавры оперного композитора, успешно соревнуясь с лучшими мастерами неаполитанской школы. Во время следующей поездки в Италию, в 1772—1773 гг., Моцарт написал шесть замечательных сонат для клавесина и скрипки, найденных только недавно. Незадолго до своей первой поездки в Италию, В 1769 г., он был назначен концертмейстером зальцбургского архиепископа.

К 1778—1779 гг. относится его последняя поездка в Париж, отчасти для изучения французской музыки. По дороге туда и на обратном пути он дважды останавливается в Мангейме, где слушает знаменитый оркестр под управлением Игнаца Гольцбауера и Христиана Каннабиха, произведший на него сильное впечатление. Результаты знакомства с мангеймской оркестровой школой, местной оперой и мелодрамами Бенда сказались на всем его дальнейшем творчестве. В Париже, которого Моцарт вообще не любил и куда он попал в разгар борьбы между «глюкистами» и «пиччинистами», ему ничего существенного добиться не удалось. Единственным положительным результатом всей этой поездки было его ознакомление с героической музыкальной драмой Глюка и мангеймской школой.

По возвращении в Зальцбург он был назначен придворным органистом и одновременно получил заказ на новую оперу для Мюнхена («Идоменео», обозначавший переход к его творческой зрелости). В 1781 г. последовал полный разрыв между ним и зальцбургским архиепископом Иеронимом Коллоредо, грубым и некультурным «князем церкви», в придворном штате которого Моцарт числился на положении привилегированного слуги. В 1781 г. он окончательно обосновывается в Вене, где только в 1787 г. получил скудно оплачиваемое место придворного камерного композитора. Несмотря на свою мировую известность, Моцарт с трудом поддерживал уроками и игрою у знатных покровителей свое существование.