Влияние Генделя на дальнейшее развитие музыки

Влияние Генделя на дальнейшее развитие музыки было очень сильно.

Энергия и ясность его письма отозвались в произведениях Моцарта, Бетховена (Бетховен считал Генделя величайшим в мире композитором), Мендельсона, из современников наших — на швейцарце А. Онеггере, а в русской музыке — на А. Рубинштейне и С. Танееве (кантаты). В 1856 г. в Германии лучшим знатоком Генделя Фридрихом Хризандером и выдающимися музыкальными теоретиками Гаутгг - маном и Денем основано было Генделевское общество с целью издания полного собрания его сочинений, что продолжалось 31 год, с 1858 по 1890. Это полное собрание сочинений отличается образцовой точностью текста и содержит 100 отдельных выпусков.

Оба высоких мастера музыкального барокко, Гендель и Бах, опираются на достижения итальянской музыки своего времени, вокальной и инструментальной. Мы остановились на первых шагах итальянской камерной и инструментальной музыки, сонаты и концерта и их классическом мастере Арканджело Корелли.

Ларго, как обычно медленные части у Корелли, нечетного размера, основано на выделенной прекрасной мелодии. Оно написано в характере простой песни с повторением первого периода в конце. Как образец широкой мелодики, в которой «поет каждая нота», по выражению современников, концерты Корелли, и в частности приводимый пример, могут служить и поныне образцом классической завершенности и стройности формы.

К началу XVIII века термин «концерт» обозначал не форму, а только состав исполнителей. Только с внедренном в музыкальную практику сольного исполнения из концертов для нескольких инструментов «Concerto grosso» постепенно, по мере увеличения спроса на виртуозность среди феодальных «меценатов» и любителей искусства, выкристаллизовывается тип сольного концерта. Самый принцип состязания, положенный в основу «concerto grosso», обострял музыкальное честолюбие исполнителей, и в конце концов виртуозные накггмнюст одерживали верх над художественной задачей совместной игры. Первые концерты для скрипки с оркестровым сопровождением опубликовали Джузеппе Торелли в 1690 г., почти одновременно с ним Томасо Альбинони (1674—1745) и Джузеппе Яккини (концерт для виолончели, 1701). Таким образом, к началу XVIII века ясно разграничивались три типа концерта: «concerto grosso», сольный концерт и концертная симфония, отделенная от оперы, как самостоятельное художественное целое, симфония без солирующих инструментов.