Глиэр и исторические произведения

Глиэр знал, что еще в 1940 году сюжет гоголевской повести был использован В. П. Соловьевым-Седым для создания балета, который затем был поставлен в Ленинграде и Москве. Поэтому предложение Большого театра сразу отклонил. Но его отказ не был принят.

«Медный всадник» показал театральным работникам, как умеет Глиэр воплощать исторические темы, и предложение настойчиво повторялось. Приближалось 100-летие со дня смерти Гоголя, театр хотел отметить его постановкой нового балета, в котором по-глиэровски выразительно и широко были бы запечатлены образы бессмертной повести писателя.

Известно, что в свое время сочинение Гоголя привлекло внимание Глинки, который в последние годы жизни писал симфонию «Тарас Бульба». Серов задумывал оперу на этот сюжет. На Украине опера на эту тему написана была классиком украинской музыки Н. В. Лысенко. Обращались к ней и за рубежом, в частности, чешскому композитору Леошу Яначку принадлежит симфоническая рапсодия «Тарас Бульба» — одно из лучших его сочинений.

Глиэр еще в юные годы зачитывался Гоголем, изучал его эпистолярное наследие. Теперь, идя навстречу настойчивым просьбам театра, взялся за нелегкую задачу музыкального воплощения героико-эпических образов Гоголя. Времени до юбилея оставалось мало, но Рейнгольд Морицевич, с детства отличавшийся дисциплинированностью и целеустремленностью, умел и в 76 лет заставить себя напряженно работать. Клавир и партитура четырехактного балета были закончены к сроку.

Как и в балете «Медный всадник», в «Тарасе Бульбе» Глиэра историческое прошлое переплетается с мыслями о настоящем, страницы пленительной лирики, жанровые и пейзажные зарисовки чередуются с образами героико-эпической мощи. Картины освободительной борьбы, могучая сила украинского казачества, его вольнолюбивый дух, в соответствии с литературной основой, противопоставлены в музыке вероломству и надменности кичливой польской шляхты. Для создания музыкальных характеристик старого Тараса, его сына Остапа, верных соратников— запорожских казаков Глиэр, естественно, обратился к истокам украинского музыкального творчества. Пересмотрены были многие изданные сборники украинских народных песен, еще не опубликованные записи, предоставленные друзьями. Ряд украинских и польских мелодий прислал Рейнгольду Морицевичу Лятошинский.

В отличие от обычной хореографической практики, в балете «Тарас Бульба» на первый план выдвинуты мужские роли. Женских просто очень мало, хотя нужно сказать, что музыкальная характеристика матери Остапа и Андрея, образ Оксаны и весьма важный для драматургии произведения образ Панночки принадлежат к ярким страницам партитуры. Бели же учесть, что в кульминационную картину балета — «Запорожская сечь», полную эпического размаха и богатырской мощи, композитор включил музыку ранее написанной симфонической картины «Запорожцы», сценическое воплощение которой возможно исключительно мужским составом труппу, то станет ясно, как велика роль мужского танца в этом балете, какие возможности для его обогащения открыла бы постановка «Тараса Бульбы».

Образы панов — магнатов, шляхтичей — Глиэр, следуя примеру Глинки («Сусанин»), строит на материале, близком к танцам польской знати. Наряду с тем в массовых сценах, в эпизодах, где появляются крестьяне, развиваются характерные черты польского народного танца — «крестьянского мазура». Так Глиэр постарался внести социальные оттенки.

26 января 1952 года в авторском концерте в Колонном зале Дома союзов Глиэр впервые познакомил слушателей с музыкой балета. В сюиту, состоящую из 9 частей (Вступление. Тарас ждет сыновей. Андрей. Остап. Оксана. Степь. Вихрь. Адажио. Большой общий гопак), вошли музыкальные характеристики почти всех основных персонажей, а также Сечи Запорожской. Играл Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио.

В рецензии на этот концерт, помещенной в газете «Советское искусство», Игорь Бэлза писал: «Эпическая мощь образов Тараса и Остапа, богатырская удаль запорожского пляса, поэтическая звукопись, рисующая картину бескрайней степи, — все это невольно заставляет вспомнить рожденные чувством национальной гордости слова Тараса: "Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!"».

Балет не был поставлен. Временный пропуск для входа в здание ГАБТ, уже выданный Глиэру, чтобы он мог беспрепятственно посещать репетиции «Тараса Бульбы», остался неиспользованным. К юбилею Гоголя Ленинградский театр оперы и балета осуществил постановку новой редакции балета Соловьева-Седого, и Большой театр, вероятно, не счел возможным как бы противопоставлять ей одноименное произведение другого автора. Не состоялось сценическое воплощение балета и позже. Написанный по весьма оправдавшему себя в «Медном всаднике» музыкально-драматическому принципу, отличительной особенностью которого, прежде всего, следует считать гармоническое сочетание традиционных форм жанра с развернутыми симфоническими эпизодами, балет «Тарас Бульба» Глиэра — произведение значительное, талантливое, все еще ждет своего часа.