Фредерик Шопен

Совершенно обособленную позицию, целой пропастью отделявшей его от этих «детей моды», занимал гениальный Фредерик Шопен. Шопен родился 22 февраля 1810 г. в Желязовой Воле близ Варшавы.

Отец его был выходцем из Лотарингии. Шопен с детства воспитывался в кругу польского дворянства, идеологию которого он усвоил себе навсегда. Восьми лет он уже концертировал публично. Учителем мальчика был выдающийся польский теоретик и оперный композитор Иосиф Эльснер (1769—1854). Сильное влияние на юношу оказали выступления Гуммеля и Паганини, посетивших в 1828— 1829 г. Варшаву. В 1829 г. Шопен, по окончании своих консерваторских занятий, предпринял поездку в Краков и Вену. В Вене состоялось публичное выступление Шопена, сопровождавшееся большим успехом. В том же году вышли из печати его первые произведения для фортепиано, два рондо. В 1830 г. Шопен, покинув свою родину, вновь посетил Вену, затем через Германию проехал в Париж. Первое публичное выступление Шопена в Париже состоялось 26 февраля 1832 г. С тех пор Париж остается постоянным местом деятельности Шопена, хотя первоначально он остановился здесь, как гласил его паспорт, «проездом в Лондон». Отсюда он предпринимает небольшие поездки в Германию, Англию, на остров Майорку. После 1835 г. публичные выступления Шопена становятся чрезвычайно редкими, он замыкается всецело в своем творчестве и педагогической деятельности.

С 1836 г. начинается его сближение с писательницей Жорж Санд, перешедшее в прочную привязанность, продолжающуюся до 1847 г. В 1838 г., во время совместного посещения острова Майорки, он начал сочинять свои гениальные прелюды — 24 кратких поэмы, совершенно новое слово в истории фортепианной музыки. К тому же времени (несколько позднее) относится его потрясающе-трагическая соната для фортепиано (изд. 1840) с траурным маршем. Революция 1848 г. устрашает Шопена, и он временно переезжает в Англию. Скончался Шопен 17 октября 1849 г. в Париже.

Судя по отзывам Гейне, Листа, Шумана, Берлиоза, современников Шопена, он был одним из самых замечательных пианистов-исполнителей, известных в истории.

«Концерт Шопена состоялся за несколько дней до листовского,— пишет по поводу одного из его выступлений Берлиоз. — Это — превосходный талант неоспоримой оригинальности. Его произведения по-своему ярко непосредственному характеру, своей смелой ритмике и гармонии, своему капризному, беспокойному и летучему мелодическому стилю еще более необычайны... Он избегает шумных и смешанных по своему составу аудиторий, не чувствуя себя призванным господствовать над ними. Ему необходимо сосредоточенное внимание и созерцательное настроение слушателей».

«Представьте себе, — писал в 1831 г. по поводу игры Шопена Шуман, — что эолова арфа обладает всеми тональностями и рука артиста перемешивает их во всевозможных фантастических украшениях, но только так, что всегда слышен глубокий основной звук и мягко певучий верхний голос. Таким образом, можно получить приблизительную картину его игры...» (отзыв об исполнении Шопеном его As-dur'ногo этюда).

К этому мы прибавим еще несколько строк, набросанных мастерским пером Гейне: «Шопен — не только виртуоз, блещущий своей технической законченностью, но и композитор, достигший предельных высот... Он происходит из французской семьи в Польше и воспитание отчасти получил в Германии. Влияние трех национальностей делают его личность в высшей степени примечательной. Он усвоил себе лучшие черты трех народностей: Польша дала ему свой рыцарский характер и историческую скорбь, Франция свое легкое изящество, грацию, Германия — романтическое глубокомыслие... Природа же дала ему красивую, изящную, немного худощавую фигуру, благородное сердце и гений. Дар Шопена следует назвать гением в полном смысле слова; он не только виртуоз, но и поэт звуков. Ничто не может сравниться с наслаждением слушать Шопена, когда он импровизирует за фортепиано...» («Лютеция», 1837).