Бетховен в камерной музыке

В области камерной музыки, где важнейшее значение принадлежит его шестнадцати струнным квартетам, Бетховен неуклонно идет вперед от унаследованных форм до крайне свободных, отвечавших всем его требованиям реальной передачи богатейшей эмоциональной жизни.

Предельной высоты Бетховен достиг в последних пяти своих струнных квартетах, значительно превосходящих, по смелости замысла, даже последние его симфонии. Сам Бетховен накануне своей кончины утверждал, что он ощущает себя музыкантом, написавшим всего лишь несколько строк. Среди его камерных ансамблей для разных составов (в том числе и для духовых) имеются замечательные образцы, мало знакомые широким кругам. Основное требование как симфонического, так и камерного стиля — наличие четкой большой идеи, объединяющей отдельные контрастирующие части, — у Бетховена выполнено больше, чем у кого-либо из других композиторов. То же, как и в симфонической музыке, максимальное использование ритмических и динамических возможностей, как главнейшего двигательного начала в музыке, отличает и его камерные композиции. Эта музыка не столько доступна широкому слушателю, как его симфонии, но она не менее ценна для исследования творческого пути Бетховена.

Прижизненная популярность Бетховена основывалась не столько на его симфонических произведениях и камерных ансамблях, сколько на его значении как композитора для фортепиано и виртуоза на этом инструменте. Его фортепианные сонаты проникали и поныне проникают в такие круги, которые не посещают симфонических концертов. Однако судить о фортепианном творчестве Бетховена следует не только на основании его сонат, а также замечательных концертов, вариаций, «мелочей», «рондо». Бетховенские сонаты настолько драматически выразительны (как драматична сама сонатная форма), что они казались его современникам «неосуществленными операми». Сонаты и фортепианные вариации — два устоя его композиторского творчества. Славу виртуоза-пианиста Бетховен приобрел в Вене. Но интерес к инструменту у него стал падать по мере того, как перед ним возникали задачи, требующие симфонических звучаний. Очень близки к последним симфониям и квартетам его последние фортепианные сонаты. Из числа двадцати одного его вариационного произведения для фортепиано следует особенно выделить большие вариации C-dur на темы вальса Диабелли, оп. 120, 15 вариаций и футу на тему финала героической симфонии, оп. 35, 32 вариации c-moll, оп. 36. Эти вариации также вытекают из характера фортепианной звучности, как произведения Шумана и Шопена. Из фортепианных концертов Бетховена наиболее близок современности романтический четвертый, G-dur (оп. 58), и величественный пятый, Es-dur, оп. 73. Очень значительны по своему содержанию его трио с фортепиано с виртуозно разработанной фортепианной партией (особенно последнее, оп. 97), концерт D-dur для скрипки (более ранний концерт для скрипки C-dur написан Бетховеном еще в боннский период; он не был закончен композитором, имеется редакция X. Манена).

Среди легенд, связанных с именем Бетховена, дольше всего держалось традиционное представление, что он не любил вокальной музыки и не считался с требованиями человеческого голоса. Сам же Бетховен говорил, что забота о певучести всегда руководила им и что он готов доказать это перед судом здравого разума и чистого искусства. Но в общем Бетховеном написано мало вокальных произведений: 1 опера — «Фиделио», две мессы, 1 оратория — «Христос на Елеонской горе», несколько кантат, 7 тетрадок обработок английских, шотландских, ирландских и уэльских песен, 66 романсов для голоса и фортепиано, небольшое количество канонов для пения, несколько ариетт, и, кроме того, в отдельных случаях хоры и солисты принимают у него участие в больших смешанных вокальных композициях. «Фиделио» — один из замечательных образцов героического стиля на основе реализма.