Успех первых флорентинских опер

Первые опыты флорентинцев в драматическом стиле не вызвали непосредственно во Флоренции дальнейших подражаний.

Однако был сделан огромный шаг вперед, имевший важные последствия. Уже первые оперные композиторы сознательно различают три основных элемента оперы: пение, речитатив (полупение, полуразговор) и оркестр. Речитатив разделяется на приподнятую, временами переходящую в мелодию музыкальную декламацию, сопровождаемую инструментами, и на сухое, быстрое, однообразное исполнение звуков. Моменты лирические (размышление про себя) музыкально оформляются в виде арий. В связи с требованием выразительности мелодии появляются экспрессивные (чувственные) оттенки и периодическая структура, помогающая ее усвоению. Каччини придает отдельным ариям в своем сборнике «Новая музыка» форму слегка варьированной строфической песни. Пери считается с общим построением поэтической строфы больше, чем со смыслом отдельных слов. Оркестровое сопровождение в операх скудно и ограничивается щипковыми инструментами (лютни, гитары), к которым в танцах присоединяется еще флейта, считавшаяся инструментом древних. Из смычковых применялась одна только лира.

Приводимый отрывок из «Евридики» (1600) Джакопо Пери — очень сильный образец музыкального драматического стиля, «stilo rappresentativo», проникнутого теплым чувством. Орфей обрисован поэтом-мечтателем. Жесткость, неуклюжесть гармоний свидетельствует о недостаточной композиторской технике Пери. Опера увертюры не имела, »ее заменял фанфарный сигнал труб. Хоры пастухов, нимф и подземных духов играют ту же роль, как античный хор.

Многочисленные трактаты, обильно комментировавшие возникновение музыкально-драматической формы, насчитывают четырех ее «inventori» (изобретателей): Эмилио де-Кавальери, Джулио Каччини, Джакопо Пери и Марко да-Гальяно. Важнейший трактат, излагающий историю возникновения оперы, а также и сам Джакопо Пери «отцом» нового музыкально-драматического стиля называют Эмилио де-Кавальери (1550—1602), которому современная музыкальная историография также приписывает большое значение в этом вопросе. Перу Кавальери принадлежало несколько дошедших до нас музыкально-драматических произведений и сохранившееся аллегорическое «Представление о душе и теле» («Rappresentatione di animo e di corpo») — духовная опера, в музыкальном отношении совершенно неинтересная, но содержащая в себе все типичные черты речитативного стиля. Кавальери современниками называется также изобретателем «basso continuo», очень важного для дальнейшей музыкальной истории способа сопровождения пения или инструментальной музыки непрерывным басом. Ту же систему «непрерывного баса» мы находим, впрочем, и в церковных концертах (1595) Адриано Банкиери (1565—1634) (эти церковные концерты еще замечательны тем, что в них впервые при напечатании этих композиций была применена тактовая черта) и у Лудовико Виадана (1564— 1645) — «Сто культовых концертов для одного до четырех голосов».