Музыкальный быт XVIII столетия

Одновременно с ним вышла и другая «генеральная история музыки» Ч. Верней (1726— 1814), автора, оставившего также очень интересное описание своих путешествий по различным европейским странам с целью собирания материалов для этого труда.

В Германии основоположником музыкальной историографии является И. Н. Форкель (1749—1818), написавший «Всеобщую историю музыки», два тома (1788, 1804), доходящих только до XVI века. Наконец, в 1780 г. французом Ж. Б. Лабордом выпущен был очень важный трехтомный труд — «Опыт изложения древней и новой музыки», с многочисленными рисунками инструментов и образцами старо-французских песен.

Интересны первые робкие попытки разработки музыкальной эстетики и психологии музыки, наблюдаемые на всем протяжении столетия. Мы уже говорили выше о том, что появление итальянских буффонов в Париже вызвало горячую полемику, в которой непосредственное участие принял Ж. Ж. Руссо. По существу спора им затронут был чрезвычайно важный вопрос об отношении звука и слова, проблема, чрезвычайно интересовавшая музыкальную эстетику XVIII века. Руссо был редактором музыкального отдела Большой энциклопедии, и его взгляды разделялись выдающимися французскими философами — Дидро, Кондильяком. Мысли Руссо о музыке, разбросанные в различных его сочинениях, очень ценны как предвозвестники будущей социологической точки зрения на музыкальное искусство. Ряд английских психологов конца века (Уэб, Эдиссон, Гаррис) также затрагивает вопрос о связи между поэзией и музыкой и существе музыкального выражения. Наиболее ценными музыкально-эстетическими работами на немецкой почве являются «Идеи по эстетике музыкального искусства» Д. Шубарта, оказавшие существенное влияние на развитие этой науки в Германии, и последние работы великого немецкого гуманиста И. Гердера, где он проводит разграничение между музыкой и изобразительным искусством и устанавливает основной взгляд на существо музыкальной эмоции.

Следует сказать и о первых ростках музыкальной публицистики в рассматриваемую нами эпоху. Самым ранним явлением музыкального журнализма следует считать музыкально-критические листки, издававшиеся высокообразованным И. Маттесоном в Гамбурге. Издание это выходило небольшими выпусками; кроме статей, оно содержало довольно разнообразную хронику. Аналогичные издания стали выходить одновременно и на французском языке в Льеже и Париже, и несколько позднее (1775) в Лондоне («Музыкальный магазин»), а в самом конце века и в Петербурге, первоначально для обслуживания итальянской оперы. Так росла и крепла музыкально-теоретическая мысль в этом, столь богатом новыми художественным и достижениями, столетии.