Феликс Мендельсон-Бартольди

Типичным немецким музыкальным романтиком 30-х годов является Феликс Мендельсон-Бартольди (1809—1847), сын банкира, крупнейшего представителя тогдашнего немецкого капитала.

Благодаря обстановке детства, Мендельсон с ранних лет вращался среди выдающихся людей своего времени. Двенадцатилетним мальчиком он удостоился дружбы Гете. Его учителем был Ф. Цельтер, хороший, крепкий музыкант, директор певческой академии. Девятилетним ребенком начал уже выступать в качестве виртуоза, с одиннадцати лет систематически сочиняет собственную музыку. В 1827 г., когда Мендельсону было 18 лет, в берлинском театре была исполнена единственная опера Мендельсона «Свадьба Камахо». В 1829 г. он выступает дирижером певческой академии и извлекает на свет после столетнего забвения грандиозную «Пассию по Матфею» И. С. Баха, Событие, имевшее большое значение для «возрождения» этого забытого в начале XIX века гения. В том же году он совершает свою первую поездку в Англию. В 1833 г. после путешествия по Италии, сильнейшим образом отразившегося в его творчестве и познакомившего Мендельсона с главными произведениями итальянской хоровой музыки, он принимает место музикдиректора в Дюссельдорфе, где дирижирует местным певческим обществом и симфоническими концертами. В 1835 г. он переселяется в Лейпциг, сначала директором лейпцигских всемирно известных «гевандгауз» концертов, а в 1843 г. основывает здесь консерваторию, первое немецкое учреждение этого рода с программой, Построенной на чисто научных основаниях. В Лейпциге же Мендельсон и скончался 4 ноября 1847 г.

Всего Мендельсоном написано около ста двадцати произведений: две оратории — «Павел» (1836) и «Илья» (1846), шесть концертных увертюр, музыка к шекспировскому «Сну в летнюю ночь», «Аталии», и «Эдипу в Колоне», пять симфоний, семь струнных квартетов, два струнных квинтета, фортепианный секстет, три фортепианных квартета и два фортепианных трио, два фортепианных концерта с оркестром, скрипичный концерт, две виолончельные сонаты я одна скрипичная. Наибольшей популярностью пользуются его «Песни без слов», фантазия, характерные пьесы, каприччио, вариации, прелюдии и фуги и его знаменитый концерт для скрипки (e-moll). Много сочинял Мендельсон и для органа (сам он был превосходным органистом). Очень плодовит был Мендельсон как вокальный композитор — область, в которой он сейчас почти совершенно забыт.

Мендельсон не принадлежал к числу крупных новаторов музыкального искусства: он всем своим существом коренился в буржуазном укладе 30-х годов. Пламя борьбы ему чуждо, незнакома ему и красота подвига, которой вдохновлялся Бетховен. Неспособный возвыситься до подлинного героизма в искусстве, он расплывается в несколько вялых, но по-своему пленительных настроениях. Изнеженный баловень жизни, он бежит от ее страстей и страданий в царство эльфов, мимолетных грациозных видений, вызванных его легко творящей художественной фантазией. Легкость письма, соединенная с чрезвычайно тонким чувством формы — признак лучших симфонических произведений Мендельсона, живущих поныне. Это — его увертюра и сценическая музыка к «Сну в летнюю ночь», концертные увертюры: «Гебриды», «Морская тишь», «Прекрасная Мелузина», где он раскрывает большое разнообразие красок, поэтичная «Шотландская симфония», где превосходно передан сумрачный колорит британского севера.