Бетховен и романтика

Философы и поэты эпохи романтизма отводят музыке огромное место. Музыка усиленно провозглашается всеми писателями-романтиками (Новалисом, Вакерпродером и др.) лучшим средством исцеления от всех страданий жизни.

Политически совершенно пассивная немецкая буржуазная интеллигенция относится к музыке с обостренным вниманием. В этой атмосфере вполне естественно появление поэта-музыканта, одинаково близкого обоим искусствам. Таким двойным даром поэта и музыканта обладал Э. Т. А. Гофман (1776—1822), интересный не только для истории литературы, но и как композитор, мыслитель о музыке, музыкальный критик и автор музыкальных новелл, которыми он в 1809 г. начал свою литературную деятельность. Ему принадлежат опера «Ундина», а также ряд камерных и симфонических произведений, но на позднейших французских, немецких и русских композиторов он действовал исключительно литературными произведениями. Особенно сильно было его влияние на Шумана и Вагнера. Шуман дал музыкальное истолкование гофманской «Крейслериане», и как музыкальный писатель и критик он примыкает вначале к нему. Вагнер с раннего детства также находился под обаянием этого фантаста и из его новелл почерпнул поэтические мотивы для двух своих опер — «Тангейзера» и «Нюренбергских мастеров пения». Очень сильным, без сомнения, было и его влияние на французскую школу, и его популярность во Франции вызвала появление в конце 80-х годов оперы Оффенбаха «Сказки Гофмана». Наконец, влиянию Гофмана мы обязаны появлением одного из поэтичнейших произведений Чайковского — балета «Щелкунчик».

К числу ранних немецких романтиков также относится забытый теперь, по когда-то популярный, оказавший несомненное влияние на оперную музыку своего времени, Людвиг (Луи) Шпор (1784— 1859). Шпор был блестящим скрипачом. В качестве композитора он имеет лишь историческое значение. Показателен для него, как романтика, его уклон к фантастике и мистике романтически-измышленного Востока: часть многочисленных опер Шпора, в том числе и лучшее произведение, написана им на такие экзотические сюжеты. Другие же сто произведения тяготеют к средневековой старине, опять-таки облюбованной романтикой, преимущественно ее реакционной частью. Музыка Шпора, красивая, но вычурная, обладает многими лирическими красотами. В общем же она однообразна и поверхностна. Оперы составляют только небольшую часть всего написанного Шпором. Очень плодовитым он был в качестве камерного композитора (около 40 струнных квартетов, в том числе и некоторое количество двойных). Из 9 его симфоний три написаны на программные сюжеты, и в одной из них применяется, в тиле заключения, медленная часть — прием, к которому впоследствии прибегнул Чайковский в своей «патетической» симфонии. В другой из своих симфоний — «Божественное и земное в жизни человека» — Шпор делает попытку одновременного использования двух оркестров для характеристики противоположных начал. Этот странный и, по-своему, смелый композитор, вообще, как мы видим, тяготел к двойным составам. Наибольшей популярностью при жизни Шпора пользовались его скрипичные концерты.