Франция начала XIX века в области комической оперы

Безусловная гегемония принадлежит Франции начала XIX века и в области комической оперы,— того жанра, который с XVIII века отражал моменты классовой борьбы французской буржуазии.

Мы ознакомились до сих пор с развитием бытовой французской оперы конца XVIII века. В начале XIX века на этом поприще выдвигается один из самых привлекательных французских композиторов, Франсуа Адриен Буальдье (1775—1834), замечательно живой, остроумный, веселый. Буальдье выдвинулся еще в эпоху Великой французской революции своими романсами. На пороге нового столетия, в 1800 г., он завоевал крупный успех на оперной сцене своим «Калифом Багдадским». В 1803 г. он переселился в Россию, где пробыл семь лет и сочинил ряд опер, не принадлежащих, однако, к числу его шедевров. Наиболее удачные свои произведения — «Жан Парижский» (1812), «Красная шапочка» (1818) и «Белая дама» (1825)» — он написал-уже после своего возвращения в Париж. Полный каталог его опер состоит из 38 номеров, частично написанных, впрочем, совместно с другими композиторами. Буальдье в некотором отношении представляет собою явление, аналогичное "Веберу. Но в основе его таланта лежал легкий юмор, несвойственный автору «Фрейшютца». Композиторская техника его скромна, проста, но наряду с этим декламация его — тщательна, инструментовка — изящна. Он особенно живо передает сцены, где действует толпа, улица (например сцена аукциона в «Белой даме»).

Иногда Бульдье грешит против декламационного стиля, злоупотребляет танцевальными мелодиями по образцу финала итальянской оперы. «Белая дама», где очень удачно использованы шотландские народные напевы, обошла все европейские сцены.

Возрождение комической оперы не ограничивалось пределами одного Парижа. Оно было событием всеевропейского значения, связанным с именем музыкального диктатора Европы, Джоакино Антонио Россини (1792—1868), «Орфея, баловня Европы», по выражению Пушкина. С Россини над Европой пронеслась волна итальянского сладкозвучия. Чрезвычайно остроумный, гурман и ценитель радостей жизни, Россини был законченным представителем итальянца-художника. Сын бедного музыканта, он очень хорошо знал вкусы буржуазии своего времени. Эпоха Россини была тяжелой эпохой для европейского буржуа, эпохой крушения надежд и усталости от войн. Тогда ценилось искусство простое, доступное, дававшее желанный отдых. Россини верно учел обстановку эпохи реставрации и сумел воспользоваться настроением публики этого времени. Он — последний выходец большой неаполитанской школы, завоевавшей себе во второй половине XVIII века все европейские сцены.