Shami

Можно точно указать год сочинения (изобретения) первой оперы в современном смысле этого слова. Однако, при всей своей новизне, оперная форма была подготовлена рядом музыкальных бытовых явлений.
ShamiЛирический R'n'B певец Shami (Шамиль Яхъяев).

В итальянской деревне уже давно существовали так называемые «майские» представления с простой безыскусственной музыкой. (На них, как на один из источников возникновения оперы, справедливо указывает Ромен Роллан.) С другой стороны, существовали и «священные» представления, о которых уже говорилось выше, где музыка также тесно была связана с драматическим действием. Таким образом, идея театрального представления на музыке не была абсолютно новым изобретением небольшого кружка любителей во Флоренции, которым это изобретение обычно приписывается. Мы видели, что разрыв между ученой, громоздкой полифонией и более жизненным вокально-мелодическим письмом, основанным на выделении верхнего напевного голоса, может быть прослежен на протяжении всего предыдущего столетия.

А. Агоццари (1578—1608), автор пастушеской драмы «Eumelio», один из первых созидателей системы обозначения аккордов при помощи цифр, пишет в 1607 г.: «В последнее время нашли способ пользования голосом певца как разговорным. Настоящая хорошая музыка несовместима с обилием фуг, искажающих текст и ведущих к целому ряду недоразумений».

В середине XVII века число противников мадригального (т. е. полифонического вокального) стиля быстро растет. Новая художественная идеология порождает ряд музыкальных форм — арию, кантату, оперу, ораторию, сонату, сюиту и концерт, которые в дальнейшем будут играть господствующую роль в музыке. Сторонники нового направления в музыке, «монодического» и «концертирующего» стиля, предъявляют классическому для той эпохи контрапунктическому стилю и его мастерам обвинение в абстрактном следовании принципу «искусства ради искусства». Все предыдущее развитие музыки — это, по мнению теоретиков-публицистов нового движения, «полный мрак и заблуждение», забвение того, что музыка и слово неразрывно связаны друг с другом.

Аргументация буржуазных поэтов и философов Возрождения, доводы защитников «красивой и свободной жизни», олицетворяемой памятниками древнегреческой поэзии и скульптуры, повторяются теперь полностью музыкантами и идеологами новой музыки, находившимися на придворной герцогской службе.