Совокупность мендельсоновского и шумановского влияния

В пределах сжатого очерка немыслимо охарактеризовать многообразное и сложное искусство Шумана.

Вы хотите научиться танцевать клубные танцы? Вас ждет школа Танцующая Королева!

Он воплотил в своем творчестве лучшее, что дала немецкая мелкобуржуазная интеллигенция 40-х годов. Шуман, всегда боровшийся против мещанства и пошлости, человек исключительно высоких душевных качеств, самый образованный из немецких музыкантов, близко подходил к немецкому политическому радикализму: ему принадлежат 4 республиканских марша 1848 года, еще значительно раньше в «венской карнавальной шутке» (1839) он проводит тогда запрещенную «Марсельезу». Но, в основе своей, он не мог возвыситься над национально-романтическим протестом против прусской системы. Его художественная значительность сказалась и в том огромнейшем влиянии, которое он имел на последующую музыку и еще сейчас продолжает "иметь. Влияние это распространилось как на различные музыкальные отрасли (романс, фортепианная музыка, камерная музыка, симфония и светская оратория), так и на различные страны (Германия, Франция, Англия, Россия), в особенности сильно было ею влияние на русскую музыку, начиная с 60-х годов до конца XIX века (Бородин, Мусоргский, Римский-Корсаков, Балакирев, Кюи, Чайковский, Рубинштейн, Рахманинов и т. д.). Ни один из западных композиторов не был так близок русскому музыкальному искусству, как он. Самое же понятие немецкой шумановской школы образовалось лишь во второй половине XIX века. К этой школе могут быть отнесены из крупных немецких композиторов Брамс, Регер, Гуго Вольф.

Совокупность мендельсоновских и шумановских влияний больше всею сказалась на группе музыкантов, непосредственно примыкавших по своей деятельности к Лейпцигской консерватории. Среди друзей Мендельсона его ближайшим сотрудником были Фердинанд Давид (1810—1873), замечательный скрипач, концертмейстер симфонического оркестра в «Гевандгаузе» и один из наиболее влиятельных скрипичных педагогов, Игнатий Мошелес (1794—1870), также замечательный педагог и пианист, преподавательский талант которого не мало содействовал процветанию Лейпцигской консерватории, и Мориц Гауптман (1792—1868), крупнейший немецкий теоретик-исследователь природы гармонии и метрики, основатель школы так называемого гармонического дуализма, основанного на противоположении понятия минора и мажора.

Мы уже указывали на то, что влияние Мендельсона и Шумана распространилось далеко за пределы их родины. Особенно ценим был, да и еще в настоящее время ценится, Мендельсон в Англии, которую он часто посещал. Лейпцигская консерватория сделалась притягательным пунктом для иностранцев, желавших получить свое музыкальное образование в Германии. Таким образом, традиции Лейпцигской консерватории распространялись вне Германии, преимущественно на север.