23 июня 1956 года в 8 часов умер Рейнгольд Морицевич Глиэр

23 июня 1956 года в 8 часов сердце Рейнгольда Морицевича Глиэра перестало биться.

На пюпитре рояля остался лист нотной бумаги, первая страница которого была почти до конца заполнена карандашным эскизом с надписью на верху «Квартет V». Когда еще перед болезнью друзья говорили Рейнгольду Морицевичу, что ему необходимо отдохнуть, он, указывая на этот набросок, отвечал: «Вот за этим и отдохну».

На рабочем столе композитора осталась начисто переписанная первая часть (доведенная до разработки) Концерта для скрипки с оркестром и две тетради эскизов к нему. Задуман Концерт был еще два года назад, а после его завершения композитор был намерен еще сочинить Фортепианный концерт, но частые гастрольные поездки тормозили работу. Закончить произведение взялся Б. Н. Лятошинский. Не найдя среди эскизов ничего, что, с его точки зрения, могло бы послужить основой для написания второй и третьей части Концерта, он завершил его как одночастное произведение в форме сонатного аллегро. А чтобы несколько расширить форму, перед концом разработки (строившейся Глиэром на двух темах: эпической, вначале порывисто устремляющейся вверх, затем медленно ниспадающей, и лирической, орнаментального склада), Борис Николаевич ввел эпизод, в какой-то степени заменивший медленную часть, но сохранил весь тематический материал Глиэра, стиль и характер его музыки. Для скрипичной каденции (которую потом отредактировал, как и всю скрипичную партию, известный ансамблист профессор К. Г. Мострас) были использованы эскизы, предназначенные для нее самим автором. Оркестровал произведение Борис Николаевич, исходя из того состава инструментов, какой Глиэр использовал ранее в Виолончельном концерте (исключив за ненадобностью только малую флейту). Концертное аллегро для скрипки с оркестром впервые было исполнено в Москве по радио 20 сентября 1959 года.

Это произведение обозначено — опус 100. Всего же в обширном наследии Глиэра, охватывающем решительно все жанры, около пятисот произведений; часть из них не имеет авторской нумерации, а многие романсы и мелкие пьесы для отдельных инструментов объединены одним опусом.

Страничка с Пятым квартетом — красноречивое свидетельство о неугасавшей до конца жизни любви Глиэра к жанру камерно-инструментальных сочинений, которые принесли ему первое признание и широкую известность еще в молодые годы. Опираясь на опыт великих русских классиков — Бородина, Чайковского, Танеева, Глазунова, — в камерно-инструментальном творчестве которых Глиэр видел непревзойденные образцы, композитор выработал свой собственный стиль. Используя в ансамблях только смычковые инструменты, Глиэр сумел найти такие выразительные средства, которые помогали его музыке проникать в сердца слушателей самых широких кругов. Богатые по краскам звуковые сочетания, эмоциональные нарастания и спады, виртуозное использование различных технических приемов (флажолеты, трели, пиццикато, игра с сурдиной, игра у подставки и т. д.), тонкая, прозрачная фактура, сменяемая удвоением голосов или полнозвучными аккордами всех инструментов, придающими порой струнному квартету почти оркестровый колорит, — все это оставляет незабываемое впечатление. Квартеты, Секстеты и Октет Глиэра вошли в золотой фонд советской камерно-инструментальной музыки. Интерес к ним слушателей и отечественных и зарубежных исполнителей с годами не ослабевает. Особенно полюбились камерные сочинения Глиэра в Англии.

Вокальное творчество Глиэра также тесно связано с достижениями его великих предшественников. Многие романсы и песни композитора, искренние, глубокие, пополнили сокровищницу русской вокальной лирики.